Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa188-7-65
Заголовок Oрнамент татарских чеканных ювелирных украшений: семантический аспект
Автор email lis.art@mail.ru
Сведения об авторе Донина Лариса Николаевна — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Oтдела этнологических исследований. Институт истории имени Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан, Казань, Кремль, 5 подъезд, 420014.
В рубрике Материальная культура, прикладное искусство и дизайн DOI10.18688/aa188-7-65
Год 2018 Номер сборника 8 Страницы 661670
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 739.2+7.04+7.033.3 Индекс ББК 85.125.4
Аннотация

Статья основана на результатах осуществления межрегионального исследовательского проекта «Ювелирные украшения тюркских народов Евразии: общее и особенное». Искусство ручной холодной обработки художественных изделий из металла являлось одной из основных областей традиционной культуры этноса. Значительное место в татарском ювелирном искусстве занимали женские ювелирные украшения. В данном исследовании рассматриваются региональные особенности технологических традиций и орнаментации ювелирных блях, декорированных методом плоскорельефной чеканки способом насечки, получившей наибольшее распространение в ювелирном искусстве казанских татар XVIII–XIX вв. Их отличает общая стилистика: плоский низкорельефный орнамент, сохраняющий чистую гладкую поверхность металлической пластины, — на фактурном фоне. Построение орнамента придерживалось общих принципов. Основой орнаментации блях служил каллиграфический текст почерком «насх» с элементами «сульс» на основе арабской графики. Центральная композиция украшалась бордюром из однотипного растительного побега типа пальметты. В статье ювелирные украшения рассматриваются как составная часть комплекса украшений, входящих в ансамбль традиционного женского костюма. Особенности изготовления украшений, конструирование знаково-образной системы орнаментации, выбор мотивов и использование технологических приёмов их трактовки выводит на решение ряда проблем развития региональных ювелирных традиций в контексте мусульманского искусства. Перевод текстов позволяет приблизиться к пониманию духовного и материального наследия татарского народа, являющегося частью мировой мусульманской художественной культуры.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Донина Л. Н. Oрнамент татарских чеканных ювелирных украшений: семантический аспект // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8. / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. С. 661–670. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-7-65
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Бочаров Г. Н. Художественный металл Древней Руси. X — начало XIII вв. — М.: Наука, 1984. — 320 с.
  • 2. Бреполь Э. Теория и практика ювелирного дела. — Л.: Машиностроение, Ленинградское отделение, 1982. — 384 с.
  • 3. Вагапова Ф. Г. Становление искусства татарской рукописной и печатной книги XVII — начала XX в.: стилистика и символика: Автореф. дис. … канд. иск. — Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2015. — 31 с.
  • 4. Валеев Ф. Х. Татарский народный орнамент. — Казань; Чебоксары: Чебоксарская типография № 1, 2002. — 296.
  • 5. Веймарн Б. В. Классическое искусство стран ислама. — М.: Искусство, 2002. — 496 с.
  • 6. Воробьёв Н. И. Казанские татары (этнографическое исследование материальной культуры дооктябрьского периода). — Казань: Татгосиздат, редакция научно-технической литературы, 1953. — 383 с.
  • 7. Воробьёв Н. И., Бусыгин Е. П. Художественные промыслы Татарии в прошлом и настоящем. Доклад, заслушанный на расширенном заседании Учёного совета музея, март 1957 г. — Казань: Татполи-граф, 1957. — 42 с.
  • 8. Даркевич В. П. Светское искусство Византии. Произведения византийского художественного ремесла в Восточной Европе X–XII вв. — М.: Искусство, 1975. — 352 с.
  • 9. Даркевич В. П. Художественный металл Востока VIII–XIII вв. Произведения восточной торевтики на территории европейской части СССР и Зауралья. — М.: Книжный дом «Либроком», 2010. — 186 с.
  • 10. Денике Б. Архитектурный орнамент Средней Азии. — М.; Л.: Изд-во Всесоюзной академии архитектуры, 1939. — 228 с.
  • 11. Донина Л. Н., Рамазанова Д. Б. Словник названий элементов татарского костюма. — Казань: Алма-Лит, 2007. — 120 с.
  • 12. Коран. Перевод смыслов и комментарии В. Пороховой. — М.: Аль-Фуркан, 1997. — 800 с.
  • 13. Крамаровский М. Г. Восток и Запад в истории и культуре Золотой Орды: (по материалам чингисидской торевтики XIII–XV вв.): дис… д-ра ист. наук. — СПб., 2002. — 62 с.
  • 14. Маргулан А. Х. Казахское народное прикладное искусство. Т. 3. — Алматы: Ɵнер, 1994. — 248 с.
  • 15. Маршак Б. И. Сокровища Приобья: каталог выставки / Гос. Эрмитаж, Ямало-Ненецкий окружной кр. музей; под ред. Б. Маршака, М. Крамаровского. — СПб.: Формика, 1996. — 228 с.
  • 16. Новиков В. П., Павлов В. С. Ручное изготовление ювелирных украшений. — Л.: Политехника, 1991. — 208 с.
  • 17. Путешествие Ибн Фадлана: волжский путь от Багдада до Булгара: Каталог выставки / Гос. Эрмитаж. — М.: Изд. дом Марджани, 2016. — 560 с.: ил.
  • 18. Саблуков Г. С. Сведения о Коране, законоположительной книге мухаммеданского вероучения. — Казань: Комиссия миссионерского противомусульманского сборника при Казанской духовной академии, 1884. — 386 с.
  • 19. Суслова С. В. Женские украшения казанских татар середины XIX — начала XX в. Историко-этнографическое исследование. — М.: Наука, 1980. — 128 с.
  • 20. Суслова С. В., Мухамедова Р. Г. Народный костюм Поволжья и Урала (середина XIX — начало ХХ в.). Историко-этнографический атлас татарского народа. — Казань: Фән, 2000. — 312 с.
  • 21. Сычёва Н. С. Ювелирные украшения народов Средней Азии и Казахстана XIX — XX веков. Из собрания Государственного музея искусства народов Востока. — М.: Советский художник, 1983. — 180 с.
  • 22. Татарская энциклопедия. Т. 5: Р–С–Т / Отв. ред. Г. С. Сабирзянов. — Казань: ИТЭ АН РТ, 2010. — 736 с.
  • 23. Фёдоров-Давыдов Г. А. Искусство кочевников и Золотой Орды. Очерки культуры и искусства народов Евразийских степей и золотоордынских городов. — М.: Искусство, 1976. — 228 с.
  • 24. Шамсутов Р. И. Слово и образ в татарском шамаиле от прошлого до настоящего. — Казань: Татар. кн. изд-во, 2003. — 200 с.
  • 25. Шитова С. Н. Башкирская народная одежда. — Уфа: Китап, 1995. — 240 с.
  • 26. Шукуров Ш. М. Искусство и тайна. — М.: Алетейа, 1999. — 247 с.
  • 27. Herzfeld E. E. Der Wandschmuck der Bauten von Samarra und seine Ornamentik. — Berlin: Pl. Cl. Berlin, 1923. — 236 S.