Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa177-3-37
Заголовок Художественный объект на стыке культур: ваза Алиеноры Аквитанской
Автор email dahut_belyanka@mail.ru
Сведения об авторе Белова Ольга Дмитриевна — студент магистратуры. Берлинский университет имени Гумбольдта, Институт истории искусств, Унтер ден Линден 6, Берлин, ФРГ, D–10099.
В рубрике Западноевропейское искусство Средневековья DOI10.18688/aa177-3-37
Год 2017 Номер сборника 7 Страницы 374382
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 748;7.033.3;7.033.5(44)1;73.027.2 ББК: 85.125 А43 DOI: 10.18688/aa177-3-37 Индекс ББК 85.125
Аннотация

 Темой нашего исследования является так называемая «ваза Элеоноры (Алиеноры) Аквитанской», ныне хранящаяся в собрании Лувра. Провенанс вазы можно с точностью проследить с середины XII в., когда она в качестве свадебного подарка Людовику VII попала в Париж. Немного позжеона была передана аббату Сугерию в сокровищницу Сен-Дени, а затем вошла в собрание Лувра (1793). В первую очередь в данной работе проводится анализ памятника в контексте производства предметов из горного хрусталя или другого близкого материала предположительно сходного происхождения («с Востока»), рассматриваются обстоятельства его создания. Для этого проводится тщательное изучение предложенной в научной литературе версии возможной идентификации первого владельца вазы Митадолуса с той или иной исторической личностью и рассматривается вероятность его встречи с Гийомом Аквитанским. Еще одна, не менее важная, задача настоящей работы — проследить историю восприятия этого объекта во Франции XII в. и происходивших с ним изменений как физического (появление оправы), так и спиритуального характера (своеобразная «смена конфессии»). Неизбежно здесь затронута и общая проблема восприятия и «ассимиляции» предметов из высоко ценимого горного хрусталя, предположительно восточного (мусульманского) происхождения на средневековом христианском Западе.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Белова О. Д. Художественный объект на стыке культур: ваза Алиеноры Аквитанской // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 7 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. С. 374–382. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa177-3-37
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Alcouffe D. La galerie d’Apollon. — Paris: Musée du Louvre, Département des objets d’art, 1980 — 16 p.
  • 2. Alcouffe D., Gaborit-Chopin G. Vase D’Alienor // Le tresor de Saint-Denis. Exhibition catalogue, Musée du Louvre, 12 March to 17 June 1991 / Ed. D. Alcouffe. — Paris: Editions de la Réunion des musées nationaux, 1991. — P. 170–172.
  • 3. Beech G. T. The Eleanor of Aquitaine Vase: Its Origins and History to the Еarly Twelfth Century // Ars Orientalis. — 1992. — Vol. 22 — P. 69–79.
  • 4. Beech G. T. The Eleanor of Aquitaine Vase, William X of Aquitaine and Muslim Spain // Gesta. — 1993. — Vol. 23. — P. 3–10.
  • 5. Contadini A. The Сutting Edge. The Problems of History, Identification and Technique of Fatimid Rock Crystals // L’Egypt Fatimide, son art et son histoire / Ed. M. Barrucand. — Paris: Presses de l’Université de Paris-Sorbonne, 1999. — P. 319–329.
  • 6. Contadini A. Translocation and Transformation: Some Middle Eastern Objects in Europe // The Power of Things and the Flow of Cultural Transformations / Eds. L. Saurma-Jeltsch, A. Eisenbeiss. — Berlin: Deutscher Kunstverlag, 2010. — P. 42–64.
  • 7. Conway M. W. The Abbey of Saint Denis and its ancient treasures // Archeologia. — 1915. — Vol. 45. — P. 103–158.
  • 8. Erdmann K. Islamische Bergkristallarbeiten // Jahrbuch der Preussischen Kunstsammlungen. — 1940. — Bd. 61. — S. 125–146.
  • 9. Erdmann K. Fatimid Rock Crystals // Oriental Art. — 1951. — Vol. 3. — № 4. — P. 142–146.
  • 10. Gaborit-Chopin G. Suger’s Liturgical Vessels // Abbot Suger and Saint-Denis. A Simposium / Ed. P. L. Gerson. — New York: The Metropolitan Museum of Art, 1986. — P. 282–293.
  • 11. Gerson P. L. A West Facade of St.-Denis: An Iconographic Study: Ph. D. Thesis. — New York: Columbia University, 1970. — 256 p.
  • 12. Gerson P. L. Suger as Iconographer: The Central Portal of the West Facade of Saint-Denis // Abbot Suger and Saint-Denis. A Simposium / Ed. P. L. Gerson. — New York: The Metropolitan Museum of Art, 1986. — P. 183–198.
  • 13. Hoffmann K. Älteste, Vierundzwanzig // Lexikon der christlichen Ikonographie. Teilband 1. — Rom; Freiburg: Verlag Herder, 1968. — S. 107–110.
  • 14. Lamm C. J. Mittelalterliche Gläser und Steinschnitzarbeiten aus dem Nahen Osten. — Berlin: Reimer, 1930. — 556 S.
  • 15. Panofsky E. Abbot Suger: On the Abbey Church of Saint-Denis and its Art Treasure. — Princeton: Princeton University Press, 1946. — 250 p.
  • 16. Shalem A. Islam Christianized: Islamic Portable Objects in the Medival Church Treasuries of the Latin West. — Frankfurt am Mein: Lang, 1998 — 420 p.
  • 17. Shalem A. Objects as Carriers of Real or Contrived Memories in a Cross-Cultural Context // Mitteilungen zu Spätantiken Archäologie und Byzantinischen Kunstgeschichte. — 2005. Bd. 4. — S. 101–117.
  • 18. Verdier P. Saint-Denis et la tradition carolingienne des tituli: Le De rebus in administratione sua gestis de Suger // La chanson de geste et le mythe carolingien, mélanges René Louis. — Saint-Père-sous-Vézelay: Comité de publication des Mélanges René Louis, 1982. — P. 353–354.
  • 19. Wolf G. Migration and Transformation. Islamic Artefacts in the Mediterranean World // Islamic Artefacts in the Mediterranean World: Trade, Gift Exchange and Artistic Transfer / Eds. C. Schmidt Arcangeli, G. Wolf. — Venezia: Marsilio Editori, 2010. — P. 7–9.