Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa177-3-31
Заголовок Романские соборы как арт-объекты: методология, пути исследования и ожидаемые результаты в Центральной Италии
Автор email mariateresagigliozzi@unimc.it
Сведения об авторе Джильоцци Мария Тереза — Ph. D., доцент. Университет Мачераты, Пьяццале Бертелли, 1, Мачерата, Италия, 62100.
В рубрике Западноевропейское искусство Средневековья DOI10.18688/aa177-3-31
Год 2017 Номер сборника 7 Страницы 322328
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 72.033.4(450) Индекс ББК 85.113(4)
Аннотация

В Средние века архитектура считалась одним из механических искусств, в связи с чемроль архитекторов до сих пор остается предметом дискуссии. Начиная с эпохи Возрождения и позднее с изучением архитектурной эстетики, памятники архитектуры всегда причислялись к произведениям искусства. Но можно ли рассматривать средневековый собор как арт-объект? Архитектура, рассматриваемая как арт-объект, нуждается в типологическом и когнитивном анализе, который имеет преимущество специфических и постоянно совершенствуемых подходов. Историки искусства могут внести свою лепту в изучение истории архитектуры, оценивая зданиякак арт-объекты, не только реконструируя хронологическую последовательность смены художественных фаз, но и задаваясь целью понять первоначальный план, предназначение, организацию пространства для литургии, а также религиозное, политическое и культурное значение памятника. Более того,важно изучение материалов, моделей, техник и стратегий строительства. За последние два десятилетия в итальянской и в целом мировой историографии наблюдается возобновление интереса к эпохе романики, особенно к периоду XI в. Были инициированы несколько интересных проектов, вызванных необходимостью пересмотреть прежние категории и начать новую каталогизацию, основанную на тщательном исследовании, которое включает новейшие междисциплинарные методы. Необходим диалог различных научных дисциплин, таких как реставрация, архитектураи археология. В отношении Центральной Италии исследования только начинаются. Историография до сих пор насчитывает всего лишь несколько трудов, рассматривающих феномен архитектуры с макротерриториальных позиций. Предлагаемая нами тема должна привлечь внимание к задаче новой систематической категоризации и интерпретации романской архитектуры в Центральной Италии. Статья представляет некоторые установки проекта, в том числе одновременный анализ памятников (таких как соборы XI в. во Флоренции, Лукке и Пизе — в Тоскане, в Ассизи и Сполетто — в Умбрии, в Анконе — в Марке). Это комплексное исследование в дальнейшем потребует скрупулезного анализа, а также углубленного обобщающего обзора. Тематический контекст настоящего издания обещает возможность плодотворного обсуждения проекта.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Джильоцци М. Т. Романские соборы как арт-объекты: методология, пути исследования и ожидаемые результаты в Центральной Италии // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 7. / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. С. 322–328. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa177-3-31
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • 1. Association Culturelle de Cuxa (ed.). Le monde de Oliba: arts et culture en Catalogne et en Occident (1008–1046). Les cahiers de Saint-Michel-de-Cuxa, 2009, vol. 40. 389 p. (in French).
  • 2. Association Culturelle de Cuxa (ed.). Vers et à travers l’art roman: la transmission des modèles artistiques. Les cahiers de Saint-Michel-de-Cuxa, 2006, vol. 37. 313 p. (in French).
  • 3. Barral i Altet X. Art monumental roman et réforme grégorienne: plaidoyer contre une fiction historiographique très entracinée. Art et Réforme grégorienne en France et dans la péninsule ibérique. B. Franzé (ed.). Paris, Picard Publ., 2015, pp. 41–56 (in French).
  • 4. Barral i Altet X. Arte medievale e riforma gregoriana. Riflessioni su un problema storiografico. Hortus artium medievalium, 2010, vol. 16, pp. 73–82 (in Italian).
  • 5. Barral i Altet X. Contro l’arte romanica? Saggio su un passato reinventato. Milano, Jaca Book Publ., 2009. 345 p. (in Italian).
  • 6. Beuckers K. G.; Cramer J.; Imhof M. (eds.). Die Ottonen. Kunst-Architektur-Geschichte. Petersberg, Imhof Publ., 2002. 384 p. (in German).
  • 7. Bianchi E.; Basile Weatherill M. Ariberto da Intimiano. Fede, potere e cultura a Milano nel secolo XI. Milano, Silvana Editoriale Publ., 2007. 551 p. (in Italian).
  • 8. Boto Varela G.; Kroesen J. E. A. (eds.). Romanesque Cathedrals in Mediterranean Europe. Architecture, Ritual and Urban Context. Turnhout, Brepols Publ., 2016. 332 p.
  • 9. Bozzoni C. Enciclopedia dell’arte medievale, 1991, vol. 2, pp. 267–281 (in Italian).
  • 10. Brogiolo G. B. Dall’archeologia dell’architettura all’archeologia della complessità. Pyrenae, 2007, vol. 38, 1, pp. 7–38 (in Italian).
  • 11. Brogiolo G. P.; Gelichi S. (directors). Archeologia dell’architettura, vol. 1. Firenze, All’insegna del Giglio Publ., 1996. 168 p. (in Italian).
  • 12. Brudy P.; Benéteau Péan A. L’âge roman. Arts et culture en Poitou et dans les pays charentais, Xe–XIIe siècles. Montreuil, Gourcuff Gradenigo Publ., 2011. 335 p. (in French).
  • 13. Campana S.; Felici C.; Francovich R.; Gabbrielli F. (eds.). Chiese e insediamenti nei secoli di formazione dei paesaggi medievali della Toscana (V–X secolo). Atti del seminario (San Giovanni d’Asso-Montisi), 10–11 novembre 2006. Borgo S. Lorenzo, All’Insegna del Giglio Publ., 2008. 445 p. (in Italian).
  • 14. Castelnuovo E. Parum discrepans a Dedalo. I mille volti dell’architetto medievale, L’architetto. Ruolo, volto, mito. G. Beltramini; H. Burns (eds.). Venezia, Marsilio Publ., 2009, pp. 35–48, 105–108.
  • 15. Corsi C. Archeologia dei paesaggi e Medioevo, spunti per un inquadramento teoretico e per una definizione metodologica nel contesto italiano. Atti del VII Congresso nazionale di archeologia medievale (Lecce). P. Arthur; M. L. Imperiale (eds.). Firenze, All’Insegna del Giglio Publ., 2015, 1, pp. 364–367 (in Italian).
  • 16. D’Ulzia A. L’archeologia dell’architettura in Italia. Sintesi e bilancio degli studi. Archeologia dell’architettura, 2005, vol. 10, pp. 9–41 (in Italian).
  • 17. Dette G. (ed.). Magister operis. Beiträge zur mittelalterlichen Architektur Europas. Festgabe für Dethard von Winterfeld zum 70. Geburtstag. Regensburg, Schnell + Steiner Publ., 2008. 492 p. (in German).
  • 18. Dufour Bozzo C. Per una “archeologia dello spazio” nell’architettura medievale. Archeologia dell’architettura, 2008, vol. 13, pp. 147–153 (in Italian).
  • 19. Ebanista C.; Monciatti A. (eds.). Il Molise medievale. Archeologia e arte. Borgo S. Lorenzo, All’Insegna del Giglio Publ., 2010. 320 p. (in Italian).
  • 20. Etcheverry M. L’art roman en Pays Basque. Histoire, architecture, sculpture. Bulletin de la Société des Sciences, Lettre et Arts de Bayonne, 2010, vol. 165, pp. 27–49 (in French).
  • 21. Fairoli Campanati R.; Rizzardi C.; Porta P.; Augenti A.; Baldini Lippolis I. (eds.). Ideologia e cultura artistica tra Adriatico e Mediterraneo orientale (IV–X secolo). Il ruolo dell’autorità ecclesiastica alla luce di nuovi scavi e ricerche. Atti del convegno internazionale (Bologna — Ravenna), 26–29 novembre. Bologna, Ante Quem Publ., 2009. 462 p. (in Italian).
  • 22. Franzé B. (ed.). Art et Réforme grégorienne en France et dans la péninsule ibérique. Paris, Picard Publ., 2015. 238 p. (in French).
  • 23. Gassen R. W. Romanik zwischen Speyer, Mainz und Heidelberg. Petersberg, Imhof Publ., 2006. 200 p. (in German).
  • 24. Gigliozzi M. T. Romanico in Umbria. Architettura sacra nel contesto. Roma, Kappa Editore Publ., 2013. 280 p. (in Italian).
  • 25. Hiscock N. (ed.). The White Mantle of Churches. Architecture, Liturgy and the Art around the Millennium. Turnhout, Brepols Publ., 2003. 283 p.
  • 26. Jacobsen W.; Lobbedey U.; Winterfeld D. von. Ottonische Baukunst. Otto der Grosse. Magdeburg und Europa. M. Puhle (ed.). Mainz, von Zabern Publ., 2001, pp. 251–282 (in German).
  • 27. Jacobsen W. Ottonische Grossbauten zwischen Tradition und Neuerung. Uberlegungen zum Kirchenbaudes 10. Jahrhunderts im Reichsgebiet (919–1024). Zeitschrift des Deutschen Vereins für Kunstwissenschaft, 2004, vol. 58, pp. 9–41 (in German).
  • 28. Marrocchi M.; Prezzolini C. (eds.). La Tuscia nell’alto e pieno Medioevo, fonti e temi storiografici territoriali e generali. In memoria di Wilhelm Kurze. Atti del convegno internazionale di studi (Siena — Abbadia San Salvatore), 6–7 giugno 2003. Firenze, SISMEL edizioni del Galluzzo Publ., 2007, pp. 199–226 (in Italian).
  • 29. Neri Lusanna E. Umbria e Marche in età romanica. Arti e tecniche a confronto tra XI e XIII secolo. Atti del Convegno di studi (Perugia), 13–14 giugno 2012. Todi, Ediart Publ., 2013. 317 p. (in Italian).
  • 30. Parlato E.; Romano S. Roma e il Lazio: il Romanico. Roma, Palombi Publ., 2001. 340 p. (in Italian).
  • 31. Peroni A. L’architetto del primo Medioevo. Problemi di identità. Annali della Scuola Normale Superiore di Pisa, Classe di Lettere e Filosofia, 2003 (2008), vol. 4, 16, pp. 27–38 (in Italian).
  • 32. Piva P. Il Romanico nelle Marche. Milano, Jaca Book Publ., 2012. 264 p. (in Italian).
  • 33. Quintavalle A. C. La réforme grégorienne: image et politique (XIe–XIIe siècle). Art et Réforme grégorienne en France et dans la péninsule ibérique. B. Franzé (ed.). Paris, Picard Publ., 2015, pp. 15–40 (in French).
  • 34. Rossi M. I rapporti tra commitenti e cantieri agli inizi del Romanico: un problema aperto. Archeologia dell’architettura, 2012, vol. 17, pp. 55– 69 (in Italian).
  • 35. Schiavi C. L. Il Santo Sepolcro di Milano. Lombardia romanica. I grandi cantieri. R. Cassanelli; P. Piva (eds.). Milano, Jaca Book Publ., 2010, pp. 163–169 (in Italian).
  • 36. Segagni Malacart A.; Schiavi L. C. (eds.). Architettura dell’XI secolo nell’Italia del Nord. Storiografia e nuove ricerche. Atti del convegno (Pavia), 8–10 aprile 2010. Pisa, ETS Publ., 2013. 597 p. (in Italian).
  • 37. Stiegemann C.; Wemhoff M. (eds.). Canossa 1077. Erschütterung der Welt; Geschichte, Kunst und Kultur am Aufgang der Romanik. München, Hirmer Publ., 2006. I, 633 p.; II, 581 p. (in German).
  • 38. Tigler G. Toscana romanica. Milano, Jaca Book Publ., 2006. 352 p. (in Italian).
  • 39. Tosco C. Géographie historique de l’architecture roman en Italie septentrionale: etat des questions. Bullettin monumental, 2016, vol. 174, 1, pp. 3–20, 121–126 (in French).
  • 40. Tosco C. Il castello, la casa, la chiesa. Architettura e società nel Medioevo. Torino, Einaudi Publ., 2003. 180 p. (in Italian).
  • 41. Tosco C. Il paesaggio come storia. Bologna, Il Mulino Publ., 2007. 135 p. (in Italian).
  • 42. Tosco C. Il paesaggio storico. Le fonti e i metodi di ricerca. Roma; Bari, Laterza Publ., 2009. 302 p. (in Italian).
  • 43. Tosco C. L’architecture des cloîtres dans l’Italie du Nord (XI–XIIème siècle). Cahier de Saint-Michel de Cuxa, 2015, vol. 46, pp. 61–76, 247 (in French).
  • 44. Tosco C. L’architettura medievale in Italia: 600–1200. Bologna, Il Mulino Publ., 2016. 376 p. (in Italian).
  • 45. Tosco C. La committenza dei laici nella prima età romanica. Indagini comparate tra Germania, Lotaringia, Francia, Catalogna e Italia settentrionale. Medioevo: i committenti, Atti del convegno internazionale di studi (Parma), 21–26 settembre 2010. A. C. Quintavalle (ed.). Milano, Electa Publ., 2011, pp. 215–230 (in Italian).
  • 46. Tosco C. Ripensare il Romanico lombardo: nuove ricerche sulla cattedrale di Parma. Arte medievale, 2010–2011, ser. 4, vol. 1, pp. 298–302 (in Italian).
  • 47. Valenti M. L’insediamento altomedievale nelle campagne toscane. Paesaggi, popolamento e villaggi tra VI e X secolo. Firenze, All’Insegna del Giglio Publ., 2004. 162 p. (in Italian).
  • 48. Vergnolle E.; Bully S. (eds.). Le “premier art roman” cent ans après la construction entre Saône et Pô autour de l’an mil; études comparatives. Actes du colloque international (Beaume — les — Messieurs et Saint — Claude), 17–21 juin 2009. Besançon, Presses Univ. de Franche-Comté Publ., 2012. 456 p. (in French).
  • 49. Vergnolle È. Les débuts de l’art roman dans le royaume franc (ca. 980 — ca. 1020), Regards croisés sur l’an mil. Cahiers de civilisation médievale, 2000, vol. 43, pp. 161–194 (in French).