Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa177-3-36
Заголовок Культ и иконография Девы Марии в Ливонии. К вопросу о генезисе
Автор email d.veber@spbu.ru
Сведения об авторе Вебер Дмитрий Иванович — кандидат исторических наук, ассистент. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034.
В рубрике Западноевропейское искусство Средневековья DOI10.18688/aa177-3-36
Год 2017 Номер сборника 7 Страницы 367373
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 72.033.5 Индекс ББК 85.1
Аннотация

К проблематике образа Девы Марии в контексте европейской культуры исследователи обращались неоднократно. В рамках статьи рассмотрены основные факторы зарождения культа Девы Марии в Ливонии. Выбор именно Ливонии обусловлен тем, что в Средние века эти земли именовались «Terra Mariana». Формирование культа Девы Марии, под влиянием как церковной традиции, так и Немецкого ордена, вписывается в общий исторический контекст этого региона, связанного с процессами христианизации и идеи крестоносного движения. Культ Девы Марии развивался в Ливонии не только под влиянием церковных и орденских институтов, но и экономических контактов между купцами. Культ Марии стал возрастать с XII в. Отчасти этот процесс объяснялся деятельностью цистерцианцев. На протяжении следующего столетия он усилился. Во многом инициатором был епископ Рижский Альберт, который выступил на IV Латеранском соборе в 1215 г., найдя поддержку у папы Иннокентия III. С приходом Немецкого ордена в Ливонию культ Марии получил дополнительную поддержку. Отдельного внимания заслуживает вопрос о влиянии традиций разных земель империи, из которых происходили не только представители церковных институтов, но и братия духовно — рыцарской корпорации, которые могли распространяться посредством торговли Ганзейских городов.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Вебер Д. И. Культ и иконография Девы Марии в Ливонии. К вопросу о генезисе // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 7 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. С. 367–373. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa177-3-36
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Арнольд Любекский. Славянская хроника // Адам Бременский, Гельмольд, Арнольд Любекский. Славянские хроники / Mediaevalia. — М.: Русская панорама, 2011. — С. 305–489.
  • 2. Ливонская Хроника Генриха Латышского: сб. материалов и статей по истории Прибалтийского края. — Рига: Тип. А. И. Липинского, 1877. Т. 1. — С. 73–285.
  • 3. Arnold U. Maria als Patronin des Deutschen Ordens im Mittelalter // Terra Sanctae Mariae. Mittelalterliche Bildwerke der Marienverehrung im Deutschenordensland Preussen. / Hrsg. G. Eimer u. a. — Bonn: Kulturstiftung der deutschen Vertriebenen, 2009. — S. 29–56.
  • 4. Arnoldi Chronica Slavorum ex recensione I. M Lappenbergii / Ed. G. H. Pertz. — Hannover: Impensis Bibliopolii Hahniani, 1868. — 295 p.
  • 5. Baniulytė A. The Cult of the Virgin Mary and Its Images in Lithuania from the Middle Ages until the Seventeenth Century // Acta Academiae Artium Vilnensis. — 2002. — No. 25. —P. 157–193.
  • 6. Barber R. The Knight and Chivalry. — Suffolk: Boydell Press, 2000. — 472 p.
  • 7. Bruiningk H. v. Messe und kanonisches Stundengebet nach dem Brauche der Rigaschen Kirche im späteren Mittelalter. — Riga: N. Kymmel’s Buchhandlung, 1904. — 656 s.
  • 8. Caesarius of Heisterbach, Homiliae Nr. 234 // Die Wundergeschichten des Caesarius von Heisterbach / Hrsg. A. Hilka. — Bonn: Peter Hanstein Verlagsbuchhandlung, 1933. — Bd. 1. — S. 159.
  • 9. Dictionary of the Middle Ages / Ed. J. R. Strayer. — New York: Charles Scribner’s Sons, 1983. — Vol. 3. — 695 p.
  • 10. Dygo M. The Political Role of the Virgin Mary in Teutonic Prussia in the Fourteenth and Fifteenth Centuries // Journal of Medieval History. — 1989. — No. 15. — P. 63–80.
  • 11. Edgren H. Marienikonographie im Ostseeraum // Die Stadt im europäischen Nordosten. — Helsinki; Lübeck: Schmidt-Römhild. — S. 353–369.
  • 12. Henrici chronicon Livoniae / Scriptores Rerum Germanicarum / Rec. L. Arbusow, A. Bauer. — Hannoverae: Impensis biibliopolii Hahniani, 1955. — 255 p.
  • 13. Jähnig B. Festkalender und Heiligenverehrung beim DeutschenOrden in Preussen // Die Spiritualitat der Ritterorden im Mittelalter. Ordines militares. Colloquia Torunensia historica. — 1993. — S. 177–188.
  • 14. Jensen K. V. Sacralization of the Landscape: Converting Trees and Measuring Land in the Danish Crusades against the Wends // Clash of Cultures on the Medieval Baltic Frontier / Ed. A. V. Murrey. — Farnham: Ashgate Publishing, Ltd., 2009. — P. 141–150.
  • 15. Kaljundi L. The Baltic Сrusades and the Culture of Memory: Studies on Historical Representation, Rituals and Recollection of the Past (unpublished PhD thesis). — Helsinki: University of Helsinki, 2016. — 456 р.
  • 16. Kurisoo M. Sancta Anna ora pro nobis. Images and Veneration of St. Anne in Medieval Livonia // Acta Historiae Artium Balticae. — 2007. — No. 2. — P. 18–34.
  • 17. Lebigue J.-B. Initiation aux manuscrits liturgiques. Ecole thématique. Ateliers du Cycle thématique de l’IRHT de l’année 2003–2004. URL:http://aedilis.irht.cnrs.fr/liturgie/ (дата обращения: 29.01.2017)
  • 18. Liv —, Esth — und Curländishes Urkundenbuch nebst Regesten / Hrsg. von Bunge F. G. v. — Reval: Kluge und Ströhm, 1853. — Bd. l. — 634 S.
  • 19. Liv —, Esth — und Curländishes Urkundenbuch nebst Regesten / Hrsg. von Bunge F. G. v. — Reval: Kluge und Ströhm, 1857. — Bd. 3. — 641 S.
  • 20. Mänd A. Tallinna Mustpeade vannaskonna Maarja altarist ja selle ikonografiast // Eesti kunstisidemed 15.– 17. sajandil. — Tallinn: Eesti Kunstimuuseum, 2000. — S. 219–239.
  • 21. Mänd A. The Altarpiece of the Virgin Mary of the Confraternity of the Black Heads in Tallinn: Dating, Donors, and the Double Intercession // Acta: Historiae Artium Balticae. — 2007. — No. 2. — P. 35–53.
  • 22. Mänd A. Saints’ Cults in Medieval Livonia // The Clash of Cultures on the Medieval Baltic Frontier / Ed. A. V. Murrey. — Farnham: Ashgate Publishing, Ltd., 2009. — P. 191–223.
  • 23. Mastnak T. Crusading Peace. Christendom, the Muslim World, and Western Political order. — London: University of California Press, 2002. — 406 p.
  • 24. Radler G. Der Beitrag des Deutschordenslandes zur Entwicklung der Schreinmadonna (1390–1420) // Sztuki w kręgu zakonu krzyżackiego w Prusach i Inflantach l Die Kunst um den Deutschen Orden in Preussen und Livland / Studia Borussico-Baltica Torunensia Historiae Artium. 2. / Ed. M. Wozniak. — Toruń: Wydawnictwo Uniwersytetu Mikołaja Kopernika, 1995. — S. 241–274.
  • 25. Selart A. Livland und die Rus’ im 13. Jahrhundert. / Quellen und Studien zur baltischen Geschichte. Bd. 21. — Köln, Weimar, Wien: Böhlau, 2007. — 373 S.
  • 26. Strenga G. Remembering the Dead: Collective Memoria in Late Medieval Livonia (unpublished Ph. D. thesis). — London: Queen Mary, University of London, 2016. — 274 p.
  • 27. Tamm M. Communicating Crusade. Livonian Mission and the Cistercian Network // Ajalooline Ajakiri. — 2009. — No. 3/4. — P. 341–372.
  • 28. Tamm M. How to Justify a Crusade? The Conquest of Livonia and New Crusade Rhetoric in the Early Thirteenth Century // Journal of Medieval History. — 2013. —Vol. 39. — No. 4. — P. 431–455.
  • 29. Tyerman Ch. Expansion and the Crusades // A Companion to the Medieval World / Ed. C. Lansing, E. D. English. — Malden: Wiley-Blackwell, 2009. — P. 455–474.
  • 30. Tyerman Ch. Henry of Livonia and the Ideology of Crusading // Crusading and Chronicle writing on the medieval Baltic frontier. A Companion to the Chronicle of Henry of Livonia / Ed. M. Tamm, L. Kaljundi, C. S. Jersten. — London, New York: Routledge Taylor & Francis Group, 2011. — P. 23–45.