Заголовок | Каменное соборное зодчество Норвегии конца XI — середины XIV века: региональные особенности и общеевропейский контекст | ||||||||
Автор | Чемезова К. Е. | ksuisk@mail.ru | |||||||
Сведения об авторе | Чемезова Ксения Евгеньевна — аспирант. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 1999034. | ||||||||
В рубрике | Западноевропейское искусство Средневековья | DOI | 10.18688/aa177-3-34 | ||||||
Год | 2017 | Номер сборника | 7 | Страницы | 345–356 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 726.5;726.59;726.6 | Индекс ББК | 85.113(0)4 | ||||
Аннотация |
Каменная архитектура соборов Норвегии конца XI — середины XIV вв. является уникальной страницей в истории всемирной архитектуры. Обширный корпус исследований, посвященный норвежским соборам этого времени, редко рассматривает их как единое явление. Эта статья является первой работой, ставящей целью анализ архитектуры и изучение региональных особенностей каменных соборов Норвегии конца XI — середины XIV вв. В статье впервые делается попытка тщательного анализа и сравнения соборов юго-восточной Норвегии с памятниками так называемой «школы Хирсау». В круг исследуемых памятников вошли пять кафедральных соборов норвежских епархий — св. Олава в Тронхейме, Христа в Бергене, св. Свитуна в Ставангере, св. Халльварда в Осло и Христа в Хамаре. На примере этих ключевых памятников каменного зодчества Норвегии соборов рассматривается развитие идей средневековой строительной практики. Осуществить данное исследование позволяет комплексное рассмотрение каждого памятника, в который входят изучение его технических и планировочных параметров, исторического контекста, а также сравнительный анализ с постройками различных европейских архитектурных школ. Соборы средневековой Норвегии выступают в качестве оригинальной линии развития английскойи немецкой (преимущественно ломбардской) средневековой архитектуры. Кроме того, правомерно говорить о специфике норвежского зодчества. При общей ориентации на иностранные модели норвежские соборы не являются точной копией какой-либо европейской культовой постройки. Приглашенные мастера, за плечами которых был огромный опыт возведения каменных соборов, попадали в условия, созданные предпочтениями заказчиков, местными особенностями климата и самобытностью национальной культуры. Неповторимость архитектуры каждого храма доказывает, что зодчество соборов Норвегии является оригинальным явлением в истории европейского зодчества.
|
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Чемезова К. Е. Каменное соборное зодчество Норвегии конца XI — середины XIV века: региональные особенности и общеевропейский контекст // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 7 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. С. 345–356. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/ 10.18688/aa177-3-34 | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | английский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|