Заголовок | От изначальной концептуальности к функциональной нецелесообразности (О происхождении одной изобразительной детали в настенной росписи «Бодхисаттва Маньджушри» из монастыря Безеклик) | ||||||||
Автор | Козловская М. В. | mashakoz@hermitage.ru | |||||||
Сведения об авторе | Козловская Марина Вадимовна — ведущий методист. Государственный Эрмитаж, Дворцовая наб., д. 34, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191186. mashakoz@hermitage.ru, mashakoz@yandex.ru | ||||||||
В рубрике | Искусство Востока | DOI | 10.18688/aa177-6-61 | ||||||
Год | 2017 | Номер сборника | 7 | Страницы | 599–608 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 7.04 | Индекс ББК | 85.103(5) | ||||
Аннотация |
В Эрмитаже хранится крупногабаритная стенная роспись «Бодхисаттва Маньджушри» из буддийского пещерного монастыря Безеклик, привезённая С. Ф. Ольденбургом из Первой Туркестанской экспедиции и датируемая XI в. Многофигурная роспись представляет собой достаточно традиционную для изображения будд или бодхисаттв композицию: сидящего на льве Маньджушри окружает свита из нескольких персонажей. В нижней части, под изображением льва, расположены две фигурки мальчиков, которые могут быть интерпретированы как символы душ праведников, перерождённых в Чистой земле. Создавшая настенную роспись группа художников, вероятно, пользовалась шаблонами или прорисовками — возможно, связанными с монастырём Могао Ку (Дуньхуан). Широко известно о серьёзном влиянии искусства эллинистических государств Востока на иконографию раннего буддизма: в многочисленных памятниках видны попытки заимствования внешних форм и приёмов — от революционного контрапоста до передачи тела через одежду. Некоторые из таких форм и приёмов, с течением времени вошедших в канон или традицию изображения разнообразных персонажей в буддийском искусстве, серьёзно изменяются, как в случае с восприятием и воспроизведением контрапоста: на выдвинутой вперёд и согнутой в колене ноге коленная чашечка передаётся графически — овалом. Овал из изображения колена становится его знаком и сохраняется даже на ногах фигур, представленных фронтально, или, как на ногах мальчиков из эрмитажной композиции с Маньджушри, размещается на ногах на голени. Позже овал превращается в обозначение любого крупного сустава и изображается не только на выступающих сгибах конечностей, но и во впадинах, как на лапах льва в той же настенной росписи. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Козловская М. В. От изначальной концептуальности к функциональной нецелесообразности (О происхождении одной изобразительной детали в настенной росписи «Бодхисаттва Маньджушри» из монастыря Безеклик) // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 7 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. С. 599–608. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa177-6-61 | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|