Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa177-6-61
Заголовок От изначальной концептуальности к функциональной нецелесообразности (О происхождении одной изобразительной детали в настенной росписи «Бодхисаттва Маньджушри» из монастыря Безеклик)
Автор email mashakoz@hermitage.ru
Сведения об авторе Козловская Марина Вадимовна — ведущий методист. Государственный Эрмитаж, Дворцовая наб., д. 34, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191186. mashakoz@hermitage.ru, mashakoz@yandex.ru
В рубрике Искусство Востока DOI10.18688/aa177-6-61
Год 2017 Номер сборника 7 Страницы 599608
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.04 Индекс ББК 85.103(5)
Аннотация

В Эрмитаже хранится крупногабаритная стенная роспись «Бодхисаттва Маньджушри» из буддийского пещерного монастыря Безеклик, привезённая С. Ф. Ольденбургом из Первой Туркестанской экспедиции и датируемая XI в. Многофигурная роспись представляет собой достаточно традиционную для изображения будд или бодхисаттв композицию: сидящего на льве Маньджушри окружает свита из нескольких персонажей. В нижней части, под изображением льва, расположены две фигурки мальчиков, которые могут быть интерпретированы как символы душ праведников, перерождённых в Чистой земле. Создавшая настенную роспись группа художников, вероятно, пользовалась шаблонами или прорисовками — возможно, связанными с монастырём Могао Ку (Дуньхуан). Широко известно о серьёзном влиянии искусства эллинистических государств Востока на иконографию раннего буддизма: в многочисленных памятниках видны попытки заимствования внешних форм и приёмов — от революционного контрапоста до передачи тела через одежду. Некоторые из таких форм и приёмов, с течением времени вошедших в канон или традицию изображения разнообразных персонажей в буддийском искусстве, серьёзно изменяются, как в случае с восприятием и воспроизведением контрапоста: на выдвинутой вперёд и согнутой в колене ноге коленная чашечка передаётся графически — овалом. Овал из изображения колена становится его знаком и сохраняется даже на ногах фигур, представленных фронтально, или, как на ногах мальчиков из эрмитажной композиции с Маньджушри, размещается на ногах на голени. Позже овал превращается в обозначение любого крупного сустава и изображается не только на выступающих сгибах конечностей, но и во впадинах, как на лапах льва в той же настенной росписи.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Козловская М. В. От изначальной концептуальности к функциональной нецелесообразности (О происхождении одной изобразительной детали в настенной росписи «Бодхисаттва Маньджушри» из монастыря Безеклик) // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 7 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. С. 599–608. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa177-6-61
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Аньчжи Ч. История китайской живописи. — Краснодар: Неглори, 2008 — 350 с.
  • 2. Завадская Е. В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. — М.: Искусство, 1975. — 440 с.
  • 3. Мкртычев Т. К. Буддийское искусство Средней Азии (I–Х вв.). — М.: ИКЦ «Академкнига», 2002 — 286 с.
  • 4. Пещеры тысячи будд: Российские экспедиции на Шёлковом пути: Каталог выставки / Науч. ред. О. П. Дешпанде. — СПб.: Изд-во ГЭ, 2008. — 480 с.
  • 5. Пугаченкова Г. А. Искусство Гандхары. — М.: Искусство, 1982. — 196 с.
  • 6. Пугаченкова Г. А., Ремпель Л. И. Очерки искусства Средней Азии. — М.: Искусство, 1982 — 288 с.
  • 7. Пугаченкова Г. А., Ртвеладзе Э. В. Северная Бактрия— Тохаристан: Очерки истории и культуры: (древность и средневековье). — Ташкент: Фан, 1990 — 220 с.
  • 8. Рудова М. Л. Пранидхи: Стенная роспись из монастыря Безеклик. — СПб.: Изд-во ГЭ, 2002. — 18 с.
  • 9. Русская Туркестанская экспедиция 1909–1910: краткий предварительный отчёт / Сост. С. Ф. Ольденбург. — СПб.: Издание Императорской Академии наук, 1914 — 88 с.
  • 10. Сергей Фёдорович Ольденбург— учёный и организатор науки / Сост., отв. ред. И. Ф. Попова. — М.: Наука–Вост. лит., 2016. — 477 с.
  • 11. Along the Ancient Silk Routes: Central Asian Art from the West Berlin State Museums: Exhibition catalogue. — New York: Metropolitan Museum of Art, 1982. — 224 p.
  • 12. Baumer Chr. The History of Central Asia. — Vol. I: The Age of the Steppe Warriors. — London: I. B. Tauris, 2012. — 372 p.
  • 13. The Buddhist Art in Xinjiang along the Silk Road / Ed. X. Huo, X. Qi — Urumqi: Xinjiang University Press, 2006 — 176 p.
  • 14. Fan J. The Сaves of Dunhuang. — London: London Editions. 2010 — 256 p.
  • 15. Giès J.; Feugère L.; Coutin A. Le pinceau de Bouddha. — Paris: Éditions de La Martinière, 2002 — 168 p.
  • 16. Hansen V. Silk Road: a New History. — s. l., Oxford University Press, 2012 — 320 p.
  • 17. The Silk Road. Trade, Travel, War and Faith: Exhibition catalogue / Eds. S. Whitfield, U. Sims-Williams. — Chicago: Serindia Publications Inc., 2004 — 366 p.
  • 18. Treasures of Dunhuang Grottoes. — Hong Kong: Polyspring Co., Ltd, 2002. — 292 p.
  • 19. Zhan H. An Iconographic Study of Pictorial Fragments “Mañjuśrī and His Assistants” from the Bezeklik Caves (Focusing on Ty-776 in the Hermitage Collection) // Сергей Фёдорович Ольденбург — учёный и организатор науки / Сост., отв. ред. И. Ф. Попова. — М.: Наука–Вост. лит., 2016.— С. 379–403.
  • 20. Zhang H. Les représentations des apparitions du mont Wutai de Dunhuang au 9e siècle: origine et diffusion des prototypes // Письменные памятники Востока. — 2008. — № 2 (9). — С. 131–146.