Заголовок | Образы архитектуры в миниатюрах новгородской Симоновской Псалтири второй четверти XIV века (ГИМ, Хлуд. 3). Некоторые наблюдения | ||||||||
Автор | Смирнова Э. С. | engelina32@mail.ru | |||||||
Сведения об авторе | Смирнова Энгелина Сергеевна — доктор искусствоведения, профессор. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991. | ||||||||
В рубрике | Древнерусское искусство | DOI | 10.18688/aa177-4-41 | ||||||
Год | 2017 | Номер сборника | 7 | Страницы | 419–426 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 75.056 | Индекс ББК | 85.103(2)4 | ||||
Аннотация |
Особенностью иллюстраций Симоновской Псалтири, новгородской рукописи второй четверти XIV в. (ГИМ, Хлуд. 3), является обилие архитектурных изображений. Цель статьи — выявление возможных источников происхождения архитектурных мотивов в отдельных композициях миниатюр, а также попытка понять роль изображений архитектуры в общем идейном замысле памятника. Постройки в двух выходных миниатюрах, образующие фоны для основных изображений, находят себе относительные аналогии в тверской рукописи конца XIII — раннего XIV в. — Хронике Георгия Амартола (РГБ, МДА 100). Сооружения второй группы (в сценах из истории царя Давида и в иллюстрациях к некоторым Библейским песням) играют в композициях традиционную роль композиционных кулис,но выделяются объемностью кубических построек, рисунком в виде квадров на стенах, присутствием не только прямоугольных и арочных, но и круглых окон, а также разнообразными башенками на крышах, в том числе и островерхими, в чем отражаются мотивы западноевропейской готики. В третьей группе миниатюр (размещающихся на полях иллюстрациях к псалмам) постройки во многих случаях являются участниками своеобразного «диалога» с предстоящими перед ними фигурами (царём Давидом, Иоасафом и другими). Художниками изображаются: 1) купольные постройки византийско-русского типа; 2) прямоугольные в плане крепости с башенками; 3) островерхие башни и кивории, силуэты которых перекликаются с мотивами готических построек, в том числе с изображениями зданий в западноевропейской готической миниатюре. Далеким прототипом Симоновской Псалтири могла быть русская рукопись XI в., в иллюстрациях которой воспроизводились византийские образцы Македонского периода, а также прокламировались идеи христианского просвещения народов — «языков». Сама структура «диалогических» композиций в маргинальных иллюстрациях Симоновской Псалтири, где одним из участников беседы выступает храм, может восходить к ее предполагаемому древнему образцу. Однако готические формы изображаемых сооружений в нашей Псалтири зависят, надо полагать, от западноевропейских контактов новгородской культуры, активно развивавшихся начиная со второй половины XIII в. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Смирнова Э. С. Образы архитектуры в миниатюрах новгородской Симоновской Псалтири второй четверти XIV века (ГИМ, Хлуд. 3). Некоторые наблюдения // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 7 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. С. 419–426. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa177-4-41 | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|