Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/ 10.18688/aa177-4-47
Заголовок Особенности почитания святого Христофора на Руси и иконография мученика в искусстве старообрядчества.
Автор email d.naydenova@spbu.ru
Сведения об авторе Найденова Дарья Вадимовна — соискатель. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034.
В рубрике Древнерусское искусство DOI 10.18688/aa177-4-47
Год 2017 Номер сборника 7 Страницы 473482
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.046.3 Индекс ББК 85.103(2)4
Аннотация

 Иконография св. Христофора — одна из самых необычных в христианском мире: в православной традиции его часто изображали в зооморфном облике, с головой собаки или лошади. Цель статьи — выявить причины возникновения почитания св. Христофора на Руси, а также в старообрядческой среде, рассмотреть и систематизировать иконографию мученика, получившую новую жизнь в старообрядческих сюжетах. Анализ иконографического материала и сведений письменных источников позволяет прийти к выводу, что возникновение почитания св. Христофора на Руси было связано прежде всего с верой в целительную силу молитвы, обращенной к святому. Изучение известных старообрядческих икон с изображением святого мученика дает возможность разделить их на несколько групп — это полнофигурные изображения мученика в «молении», поясные изображения, изображения в группе с избранными святыми, палеосные образы и образы святого в житии. Целительный аспект почитания св. Христофора отчетливо прослеживается в старообрядческомкругу памятников, причем старообрядцы расширили и дополнили границы почитания святого путем сопряжения мученика с другими врачевателями (свв. Харлампий, Антипий, Евдокия, Вонифатий), которые вкупе выступали не только целителями болезней телесных и душевных, но и избавителями от земных страстей. Приверженность к изображению святых, которые могли помочь в различных бедах и напастях, было особенностью старообрядческого иконописания, и св. Христофор являет яркий тому пример. 

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Найденова Д. В. Особенности почитания святого Христофора на Руси и иконография мученика в искусстве старообрядчества. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 7 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. С. 473–482. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/ 10.18688/aa177-4-47
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — нач. XVIII вв.: Опыт историко-художественной классификации: в 2 т. — Т. 2: XVI — нач. XVIII в. — М.: Искусство, 1963. — 570 с.
  • 2. Бенчев И. Иконы святых покровителей. Альбом. — М.: Интербук-бизнес, 2007. — 415 с.
  • 3. Гувакова Е. В. Святой песьеголовец — аберрация, дань православной традиции или иконографический курьез?: Обзор икон св. мученика Христофора в собрании фонда Древнерусской живописи // Забелинские научные чтения. — Год 2003-й. Исторический музей — энциклопедия отечественной истории и культуры: Труды ГИМ. — 2004. — Вып. 143. — С. 48–63.
  • 4. Древности и духовные святыни старообрядчества: иконы, книги, облачения, предметы церковного убранства Архиерейской ризницы и Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве / Авт.-сост. М. В. Вилкова и др. — М.: Интербук-Бизнес, 2009. — 280 с.
  • 5. Живая вера: Ветка: Альбом памятников из собрания Ветковского музея народного творчества имени Ф. Г. Шклярова / Авт.-сост.: Г. Г. Нечаева, О. Д. Баженова. — Минск: Белорусская Энциклопедия им. П. Бровки, 2012. — 472 с.
  • 6. Иконы «романовских писем». Тайны и открытия забытой традиции Ярославской земли / Авт.-сост. И. Л. Хохлова. — М.: Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, 2011. — 261 с.
  • 7. Иконы XIII-XVI веков в собрании музея имени Андрея Рублева. Альбом / Авт.- сост. Л. М. Евсеева. — М.: Северный паломник, 2007. — 619 с.
  • 8. Нечаева Г. Г. Ветковская икона. — Минск: Четыре четверти, 2002. — 268 с.
  • 9. Нечаева Т. Н., Тарасенко Л. П. Из истории северной русской живописи (три памятника Ростово-Новгородской традиции XVI в.) // ПКНО. Письменность. Искусство. Археология. — М.: Наука, 1998. — С. 289–291.
  • 10. Образы и символы старой веры: памятники старообрядческой культуры из собрания Русского музея. Каталог выставки / Авт.- сост.: О. В. Алексеева и др. — СПб.: Palace Editions Graficart, 2008. — 287 с.
  • 11. Полный месяцеслов Востока: в 3 т. / Авт.- сост. Архиепископ Сергий (Спасский). — Репринтное воспроизведение: Владимир, 1901 г. — Т. III: Святой Восток. Часть вторая и третья. — М.: Православный паломник, 1997. — 701 с.
  • 12. Русская житийная икона. Альбом. / Авт. — сост.: Н. И. Комашко, Е. М. Саенкова. — М.: КнигиWAM, 2007. — 352 с.
  • 13. Русские иконы в собрании Михаила Де Буара (Елизаветина). Каталог выставки / Авт.- сост.: Н. И. Комашко и др. — М.: ПриПресс Интернэшнл, 2009. — 367 с.
  • 14. Сводный иконописный подлинник XVIII в. по списку Г. Филимонова. — М.: О-во древнерус. искусства, 1874 (обл. 1876). — 435 с.
  • 15. Святой воин Христофор. Материалы выставки / Авт.-сост.: Н. В. Золотова, И. Н. Копытова, С. Н. Липатова и др. — Казань: ООО «Главдизайн», 2015. — 28 с.
  • 16. Сибирская икона / Авт. ст.: Байдин В. И. и др. — Омск: Иртыш-92, 1999. — 269 с.
  • 17. Слово и образ: русские житийные иконы XIV — начала XX века: Каталог выставки / Авт. вступ. ст.: Н. И. Комашко, Е. М. Саенкова. — М.: Красная площадь, 2010. — 176 с.
  • 18. Уральская икона: Живописная, резная и литая икона XVIII — нач. XX в. / Авт.- сост.: Ю. А. Гончаров и др. — Екатеринбург: Изд-во Уральск. ун-та, 1998. — 352 с.
  • 19. Успенский сборник XII–XIII вв. / Под ред. С. И. Коткова. — М.: Наука, 1971. — 754 с.
  • 20. Acta sanctorum quotquot toto orbe coluntur, vel a catholicis scriptoribus celebrantur. — Jul. VI. — Parisiis; Romae: Apud Victorem Palmé, 1868. — 820 p.
  • 21. Bardy G. “Christophe” (saint) // Dictionnaire d’histoire et de géographie ecclésiastiques (DHGE). — 1953. — No. 12. — Р. 777–778.
  • 22. Bock М. Christophoros kynokephalos. Die Darstellungen des hundsköpfigen Christophoros auf Ikonen des Ikonen-Museums Recklinghausem. Monographien des Ikonen-Museums Recklinghausen. — Bd. IV. — Recklinghausen: Museen der Stadt Recklinghausen, 1997. — 72 S.