Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/ 10.18688/aa177-2-27
Заголовок Фрески церкви Тиграна Оненца (св. Григория) (1215) в Ани. Конфессиональный аспект
Автор email zaruhy@yandex.ru
Сведения об авторе Акопян Заруи Аветисовна — кандидат искусствоведения, доцент. Ереванский государственный университет, ул. Алекса Манукяна, д. 1, Ереван, Республика Армения, 0025.
В рубрике Восточнохристианское искусство DOI 10.18688/aa177-2-27
Год 2017 Номер сборника 7 Страницы 269279
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.033.2; 7.033.12 Индекс ББК 85.14
Аннотация

 Церковь cв. Григория, больше известная как церковь Тиграна Оненца, одна из известных памятников исторической столицы Армении — Ани. В отличие от других анийских построек, церковь Тиграна Оненца хорошей сохранности, благодаря чему дошли до нас и ее росписи. Фрески церкви Тиграна Оненца давно привлекают внимание исследователей, о ней писали Н. Марр, Н. Сычев, И. Орбели, Д. Гордеев, Н. Тьерри, А. Каковкин и др. Данные росписи интересны в плане как художественном, так и иконографическом, кроме того, они имеют ряд особенностей, из–за которых в специальной литературе пока не сложилось единого мнения в вопросах национальной и конфессиональной принадлежности ансамбля. Исходя из этого, а также учитывая то, что в течение последних десятилетий выработались новые подходы, пользуясь тем, что памятник стал доступен для исследования, — мы обращаемся к этим фрескам. Здесь будет освещен лишь один аспект — проблема конфессиональной и национальной принадлежности росписей.Особенность фресок состоит в том, что они стилистически близки к восточной, локальной традиции, но иконографически — к византийской. Кроме того, росписи снабжены двуязычными — греческими и грузинскими — надписями, в то время как представленный здесь ряд сюжетов и отдельные персонажи связаны с поворотным событием истории Армении — крещением страны. В ансамбль росписей входит единственный известный нам изобразительный житийный цикл Григория Просветителя, а также имеются две сцены со св. Девами-Рипсимеанками. Фрески церкви Тиграна Оненца будут представлены как армяно–халкидонитские. Более того, они будут рассмотрены в контексте особого направления — искусства армян-халкидонитов, сформировавшегося на пересечении различных традиций, что, однако, не мешает относить данные росписи именно к армяно–халкидонитской общине. Важной составляющей исследования является вопрос языка, который не всегда трактуется в контексте средневековых реалий и часто преподносится в искаженном свете. Иконографический и стилистический анализ росписи, а точнее — отдельных ее частей, даст возможность выявить те особенности, которые были присущи только искусству армян–халкидонитов, что, в свою очередь, поможет внести определенную ясность в вопрос конфессиональной и национальной принадлежности памятника.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Акопян З. А. Фрески церкви Тиграна Оненца (св. Григория) (1215) в Ани. Конфессиональный аспект // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 7. / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. С. 269–279. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/ 10.18688/aa177-2-27
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Акопян З. Трапезундское армянское Евангелие в контексте византийского искусства // Образ Византии: Сб. статей в честь О. С. Поповой. — М.: Северный паломник, 2008. — С. 29–46.
  • 2. Акопян З. Монументальная живопись Армении VII столетия в контексте восточнохристианской традиции // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. — Вып. 6. / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович–Денисовой. — СПб.: НП–Принт, 2016. — С. 133–142. URL: http://dx.doi.org/10.18688/aa166–2–14 (дата обращения 15.01.2017).
  • 3. Амиранашвили Ш. Я. История грузинской монументальной живописи. — Т. 1. — Тбилиси: Сахелгами, 1957. — 359 с.
  • 4. Арутюнова–Фиданян В. Армяно–византийская контактная зона (X–XI вв.). — М.: Наука, 1994. — 236 с.
  • 5. Арутюнова–Фиданян В. Повествование о делах армянских (VII век): Источник и время. — М.: Индрик, 2004. — 272 с.
  • 6. Дурново Л. А. Фрески монастыря Киранц. — Ереван: Айастан, 1990. — 38 с.
  • 7. Каковкин А. Я. Роспись церкви Григория Тиграна Оненца в Ани: иконографический состав и идейный замысел // Вестник ЕГУ. — 1983. — № 2 (50). — C. 106–114.
  • 8. Каковкин А. Я. Сцена «Чудесное явление Животворящего столба» в росписи храма Григория (1215 г.) в Ани // Zograf. — 1989. — № 20. — C. 30–32.
  • 9. Каковкин А. Я. Заметки об особенностях житийного цикла Григория Просветителя в церкви Тигра- на Оненца // ИФЖ. — 1990. — № 2. — С. 227–236.
  • 10. Лазарев В. Н. История византийской живописи. — Т. 1. — М.: Искусство, 1986. — 322 с.
  • 11. Лидов А. Росписи Ахталы и искусство армян–халкидонитов // Из истории Древнего мира и Средневековья. — М.: изд–во МГУ, 1987. — С. 121–136.
  • 12. Лидов А. М. Искусство армян–халкидонитов // ИФЖ. — 1990. — № 1. — C. 75–88.
  • 13. Лидов А. Росписи монастыря Ахтала. История, иконография, мастера. — М.: Ун-т Дмитрия Пожарского, 2014. — 528 с.
  • 14. Макарова М. Фреска алтарной апсиды церкви Рождества Богородицы в Бетании (Грузия): стиль живописи и проблема датировки // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. — Вып. 2. / Под ред. А. В. Захаровой. — СПб.: НП–Принт, 2012. —С. 100–107.
  • 15. Марр Н. Я. Крещение армян, грузин, абхазов и аланов святым Григорием // ЗВОИРАО. — 1905. — № 6. — С. 63–211.
  • 16. Марр Н. Я. Надпись Епифания, католикоса Грузии (из раскопок в Ани 1910 г.) // ИИАН. — 1910. — С. 1433–1442.
  • 17. Марр Н. Я. Ани: Книжная история города и раскопки на месте городища. — Л.; М.: Гос. социально-экономическое изд-во, 1934. — 133 с.
  • 18. Марр Н. Я. Аркаун, монгольское название христиан в связи с вопросом об армянах–халкидонитах // Кавказский культурный мир и Армения / Под ред. П. М. Мурадяна. — Ереван: Гандзасар, 1995. — С. 209–276.
  • 19. Мурадян П. Кавказский культурный мир и культ Григория Просветителя // Кавказ и Византия. — Вып. 3. — Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1982.— С. 5–20.
  • 20. Мурадян П. М. Армянская эпиграфика Грузии: Картли и Кахети. — Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1985. — 228 с.
  • 21. Мурадян П. М. Строительство и конфессия церкви Тиграна Оненца по памятникам эпиграфики // ИФЖ. — 1985. — № 4. — С. 174–189.
  • 22. Мурадян П. М. Проблема конфессиональной ориентации церкви Оненца: (Краткий анализ источников и литературы) // Кавказ и Византия. — Вып. 5.— Ереван: Изд–во АН АрмССР, 1987. — С. 36–81.
  • 23. Типик Григория Пакуриана / Введ., пер. и коммент. В. Арутюнова–Фиданян. — Ереван: Изд–во АН АрмССР, 1978. — 248 с.
  • 24. Arutjunova–Fidanjan V. A. The Ethno–Confessional Self–Awareness of Armenian Chalcedonians // REArm. — 1988–1989. — T. XXI. — Р. 345–363.
  • 25. Babiċ G. Les programmes absidaux eu Géorgie et dans les Balkans entre de XI et XIII siècle // L’art Georgiana dal IX al XIV secolo. — Barri, 1986. — Vol. 1. — P. 117–136.
  • 26. Demus O. The Mosaics of San Marco in Venice. — Chicago; London: University of Chicago Press, 1984. — Vol. I. — 496 p.
  • 27. Der Nersessian S. Une apologie des images du septième siècle // Etudes Byzantines et Armeniennes. — Louvain: Imprimerie orientaliste, 1973. — P. 405– 415.
  • 28. Der Nersessian S. Armenian Gospel Illustration as seen in Manuscripts in American Collections // Etudes Byzantines et Armeniennes. — Louvain: Imprimerie orientaliste, 1973. — P. 517–524.
  • 29. Der Nersessian S. Les portraits de Gregoire l’illuminateur dans l’art byzantine // Etudes Byzantines et Armeniennes. — Louvain: Imprimerie orientaliste, 1973. — P. 55–60.
  • 30. Eastmond A. “Local” Saints, Art and Regional Identity in the Orthodox World after the Fourth Crusade // Speculum. — 2003. — Vol. 78. — No. 3. — P. 707–749.
  • 31. Thierry N. et M. L’église Saint–Grégoire de Tigran Honenc’ à Ani (1215). — Louvain; Paris: Peeters, 1993. — 174 p.
  • 32. Velmans T. L’image de la Dèisis dans les églises de Géorgie et dans celles d’autres regions du monde Byzantin // CA. — 1980–1981. — T. 29.— P. 47–102.
  • 33. Բարթիկյան Հ. Մեծ Լավրայի առաջնորդ (պռոտոս) Թեոկտիստոսի հայերեն ստորագրությունը (Աթոսում հայ քաղկեդոնականների գործունեության հարցի շուրջ) (Бартикян Р. Армянская подпись Прота Великой Лавры Феоктиста: (К вопросу о деятельности армяно–халкедонитов на Афоне)) // Вестник Матенадарана. — 1973. — № 11. — С. 68–72.
  • 34. Հակոբյան Զ. Դավիթ–Գարեջի. Սաբերեեբի վանքի հայագիր որմնանկարները (X դ.) (Акопян З. Давид–Гареджи: Фрески с армянскими надписями в монастыре Саберееби (Х в.)) // Вестник арменоведения. — 2013. — № 2–3. — С. 130–164.
  • 35. Մուրադյան Պ. Մ. Հայաստանի վրացերեն արձանագրությունները (Мурадян П. М. Грузинская эпиграфика Армении). — Ереван: Изд–во Ереванск. ун-та, 1977. — 362 с.
  • 36. Շանդրովսկայա Վ., Բարթիկյան Հ. Հունա–հայկական արձանագրությամբ բյուզանդական արճճե կնիք Պետական Էրմիտաժի հավաքածուում (Шандровская В., Бартикян Р. Византийская свинцовая печать греко–армянскими надписями из собрания ГЭ) // ИФЖ. — 1991. — № 1. — С. 122–128.
  • 37. Ստեփանոս Օրբելյան, Սյունիքի պատմություն (թարգմ., ներած. և ծանոթ.՝ Ա. Աբրահամյանի, խմբագ.՝ Խ. Թորոսյանի) (Степанос Орбелян. История Сюника.) — Ереван: Советакак грох, 1986. — 616 с.