Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa177-2-25
Заголовок Паломнические реликвии со Святой земли: Производство, иконография, использование и распространение
Автор email renate34@gmx.de
Сведения об авторе Розенталь-Хегинботтом Рената — Ph. D., независимый исследователь. Строхберг, 7, Гроссольт, Германия, 24191. renate34@gmx.de
В рубрике Восточнохристианское искусство DOI10.18688/aa177-2-25
Год 2017 Номер сборника 7 Страницы 241255
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.033 7.04 745 Индекс ББК 85.123
Аннотация

С IV в. увеличивается количество паломников, прибывающих в Святую землю. Стремление паломников привезти оттуда какие-либо реликвии приводит к появлению местных мастерских, специализирующихся на производстве подобных предметов. Среди них были глиняные и стеклянные сосуды, евлогии, ювелирные произведения и прочие недорогие памятные вещи, которые изготавливались и продавались неподалеку от храмов и усыпальниц. Представленные на них изображения былитем или иным образом связаны с местом, память о котором они должны были сохранять.Такие вещи могли восходить к художественным произведениям, исполненным с высочайшим мастерством. Соответствующие обычаи описаны в дневнике Эгерии, посетившей Святую землю около 380 г., и у паломника из Пьяченцы (ок. 570 г., имя его неизвестно), который сообщает: «они предлагают масло для освящения в маленьких сосудах». Паломники привозили домой подобные сосуды с освященной водой, маслом и иными жидкостями и хранили их как чудодейственные реликвии, оберегающиеот зла и обладающие целительной силой. На материале немногочисленных археологических находоки предметов из музейных собраний (приблизительно три десятка сосудов) можно выделить четыре различных стилистических и иконографических типа декора: 1) сочетающий радиальные и концентрические элементы; 2) изображения, расположенные рядами; 3) библейские сюжеты и изречения; 4) сосуды,лишенные декоративного оформления. Среди них есть группы предметов, различных по материалу, размеру, форме, стилю, изображениям, элементам декора. Весьма вероятно, что они происходят из различных иерусалимских мастерских, прочие же были созданы в иных центрах, каких именно — остается неизвестным. Использование изображений и декоративных элементов также характерно для оформления светильников, небольших кувшинов, евлогий. Некоторые сосуды были найдены среди мусора. Какие-то из них могли использоваться в быту. Один был обнаружен на территории монастыря, другие — в банях и погребениях.Таким образом, очевидно, что сосуды приобретали не только паломники, но и местное население, использовавшее их дома для определенных обрядов, как и подсвечники с радиальным декором и надписями. Характерным декоративным мотивом в украшении ампул, глубоких чаш, кувшинов и светильников являются фронтальные головы и лица. Возникает вопрос: имели ли эти изображения символическое значение для владельцев или же выполняли сугубо декоративные функции? Не имея возможностиответить на него однозначно, мы выдвигаем предположение, что эти головы, изображавшиеся на сакрально значимых предметах, стали привычным элементом в позднеримской и византийской Палестине, где они появляются уже на сосудах II в. н. э., украшенных накладками и сделанных из местной глины. Их производство было связано с новыми техниками, привнесенными римскими гончарами после 70 г.н. э. В III в. этот тип становится распространенным. Такие сосуды производились не только в мастерских Элии Капитолины, но и в сельских областях, о чем свидетельствует обнаружение керамической мастерской III–IV вв. на юго-востоке Иерусалима. Эти изображения голов в восточном духе с характерными чертами лица восходят к давним ближневосточным традициям. Простые украшения, такие как розетки, круги с бусами и венки, продолжают возникшую до 70 г. н. э. традицию иудейского искусства периода Второго храма. В заключение следует отметить, что производство священных предметов на Святой земле было,с одной стороны, новшеством, а с другой стороны, было укоренено в местных дохристианских обычаях, в особенности иудейских. Более того, глиняные сосуды — дешевые аналоги металлических ампул типа ампул Монцы и Боббио — были востребованы, прежде всего, местным населением.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Розенталь-Хегинботтом Р. Паломнические реликвии со Святой земли: Производство, иконография, использование и распространение // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 7. / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. С. 241–255. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa177-2-25
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • 1. Aharoni Y. Excavations at Ramat Rahel, Seasons 1961 and 1962. Rome, Centro di studi semitici Publ., 1964. 124 p.
  • 2. Bagatti B. Eulogie Palestinensi. Orientalia Christiana Periodica, 1949, vol. 15, pp. 126–166 (in Italian).
  • 3. Bagatti B. L’église de la gentilité en Palestine (1er–Xe siècle). Jerusalem, Inprimerie des PP. Franciscains Publ., 1968. 357 p. (in French).
  • 4. Bagatti B. Excavations in Nazareth. Vol. I. From the Beginning till the 12th Century. Jerusalem, Franciscan Printing Press, 1969. 326 p.
  • 5. Bagatti B. Nuovi elementi di scavo alla “Torre” del Sion. Liber Annuus, 1970, vol. 20, pp. 224–246 (in Italian).
  • 6. Bliss F. J.; Dickie A. C. Excavations at Jerusalem (1894–1897). London, Committee of the Palestine Exploration Fund Publ., 1898. 374 p.
  • 7. Crowfoot J. W.; Fitzgerald G. M. Excavations in the Tyropoeon Valley, Jerusalem 1927. Annual of the Palestine Exploration Fund V. London, Office of the Fund Publ., 1929. 135 p.
  • 8. De Vincenz A. The Pottery Assemblage from the Bathhouse. Mazar E. The Temple Mount Excavations in Jerusalem 1968–1978 Directed by Benjamin Mazar. Final Reports. Vol. 4. The Tenth Legion in Aelia Capitolina (Qedem 52). Jerusalem, Keterpress Enterprises Publ., 2011, pp. 85–117.
  • 9. Di Segni L. A Chapel of St. Paul at Caesarea Maritima? The Inscriptions. Liber Annuus, 2000, vol. 50, pp. 383–400.
  • 10. Di Segni L. Inscription on a Eulogia Stamp. Israel Museum Studies in Archaeology, 2002, vol. 1, pp. 33–38.
  • 11. Di Segni L. Greek Inscriptions from Area XV. Mazar E. The Temple Mount Excavations in Jerusalem 1968–1978 Directed by Benjamin Mazar. Final Reports. Vol. 2. The Byzantine and Early Islamic Periods (Qedem 43). Jerusalem, Keterpress Enterprises Publ., 2003, pp. 120–126.
  • 12. Di Segni L. A Fragment of an Ampulla. Mazar E. The Temple Mount Excavations in Jerusalem 1968–1978 Directed by Benjamin Mazar. Final Reports. Vol. 3. The Byzantine Period (Qedem 46). Jerusalem, Keterpress Enterprises Publ., 2007, pp. 35–36.
  • 13. Engemann J. Palästinenische frühchristliche Pilgerandenken im F. Dölger-Institut in Bonn. Jahrbuch für Antike und Christentum, 1973, vol. 16, pp. 1–27 (in German).
  • 14. Engemann J. Palästinenische frühchristliche Pilgerampullen. Erstveröffentlichungen und Berichtigungen. Jahrbuch für Antike und Christentum, 2002, vol. 45, pp. 153–169 (in German).
  • 15. Fansa M.; Bollmann B. (eds.). Die Kunst der frühen Christen in Syrien. Zeichen, Bilder und Symbole vom 4. bis 7. Jahrhundert. Mainz, von Zabern Publ., 2008. 218 p. (in German).
  • 16. Feig N. A Byzantine Bread Stamp from Tiberias. Liber Annuus, 1994, vol. 44, pp. 591–594.
  • 17. Fleitman Y. H.; Mazar E. The Late Roman and Byzantine Pottery from the 2012–2013 Excavation Seasons: Areas Upper A, B and C. Mazar E. The Ophel Excavations to the South of the Temple Mount 2009–2013. Final Reports, vol. 1. Jerusalem, Shoham Academic Research and Publication Publ., 2015, pp. 211–291.
  • 18. Hachlili R. Ancient Jewish Art and Archaeology in the Land of Israel. Leiden, Brill Publ., 1988. 427 p.
  • 19. Hayes J. W. Roman Pottery in the Royal Ontario Museum. A Catalogue. Toronto, The Royal Ontario Museum Publ., 1976. 125 p.
  • 20. Israeli Y. Christian Ampulla. Highlights of Archaeology: The Israel Museum. Jerusalem, The Israel Museum Publ., 1984, pp. 112–113.
  • 21. Israeli Y.; Mevorah D. (eds.). The Cradle of Christianity. The Israel Museum, Jerusalem, Cat. No. 438. Jerusalem, The Israel Museum Publ., 2000. 232 p.
  • 22. Kakish A. Ancient Bread Stamps from Jordan. Mediterranean Archaeology and Archaeometry, 2014, vol. 14.2, pp. 19–31.
  • 23. Kötzsche-Breitenbruch L. Pilgerandenken aus dem Heiligen Land. Drei Neuerwerbungen des Württembergischen Landesmuseums in Stuttgart. Vivarium. Festschrift Theodor Klauser zum 90. Geburtstag. Jahrbuch für Antike und Christentum Ergänzungsband 11. Münster; Aschendorff, 1984, pp. 229–246 (in German).
  • 24. Loffreda S. Cafarnao VI. Tipologie e contesti stratigrafici della ceramica (1968–2003). Collectio Maior 48. Jerusalem, Edizioni Terra Santa Publ., 2008. 396 p. (in Italian).
  • 25. Loffreda S. Cafarnao VII. Documentazione grafica della ceramica (1968–2003). Collectio Maior 49. Jerusalem, Edizioni Terra Santa Publ., 2008. 346 p. (in Italian).
  • 26. Loffreda S. Cafarnao VIII. Documentazione fotografica degli oggetti (1968–2003). Collectio maior 50. Jerusalem, Edizioni Terra Santa Publ., 2008. 151 p. (in Italian).
  • 27. Magness J. Jerusalem Ceramic Chronology circa 200–800 CE. Sheffield, Sheffield Academic Press Publ., 1993. 273 p.
  • 28. Magness J. Blessings from Jerusalem: Evidence for Early Christian Pilgrimage. Eretz-Israel, 1996, vol. 25, pp. 37–45.
  • 29. Manns F. Un sceau de la transfiguration. Liber Annuus, 1975, vol. 25, pp. 164–170.
  • 30. Martin Nagy R. Pilgrim Ampullae. Sepphoris in Galilee: Crosscurrents of Culture. R. Martin Nagy; C. L. Meyers; E. M. Meyers; Z. Weiss (eds.). Winona Lake, Indiana, North Carolina Museum of Art Publ., 1996. 209 p.
  • 31. Mazar E.; Gordon B. The Pottery from the Peristyle and Southern Houses. Mazar E. The Temple Mount Excavations in Jerusalem 1968–1978 Directed by Benjamin Mazar. Final Reports. Vol. 3. The Byzantine Period (Qedem 46). Jerusalem, Keterpress Enterprises Publ., 2007, pp. 149–176.
  • 32. Mazar E.; Peleg. O. The Pottery Assemblage in the Large Byzantine Structure in Area XV. Mazar E. The Temple Mount Excavations in Jerusalem 1968–1978 Directed by Benjamin Mazar. Final Reports. Vol. 2. The Byzantine and Early Islamic Periods (Qedem 43). Jerusalem, Keterpress Enterprises Publ., 2003, pp. 86–103.
  • 33. Metzger C. Les ampoules à eulogie du musée de Louvre. Paris, Ministère de la Culture, Editions Réunion des musées nationaux Publ., 1981. 124 p. (in French).
  • 34. Patrich J. A Chapel of St. Paul at Caesarea Maritima? Liber Annuus, 2000, vol. 50, pp. 363–382.
  • 35. Patrich J. Four Christian Objects from Caesarea Maritima. Israel Museum Studies in Archaeology, 2002, vol. 1, pp. 21–32.
  • 36. Patrich J.; Pinkas S. Lamps and Flask Molds. Patrich J. Archaeological Excavations at Caesarea Maritima. Areas CC, KK and NN. Final Reports. Vol. 1. The Objects. Jerusalem, Israel Exploration Society Publ., 2008, pp. 296–300.
  • 37. Piccirillo M. Uno stampo per eulogia trovato a Gerusalemme. Liber Annuus, 1994, vol. 44, pp. 585–590 (in Italian).
  • 38. Piccirillo M. Churches in Jerusalem. Jerusalem before Islam (BAR International Series 1699). Z. Kafafi; R. Schick (eds.). Oxford, Archaeopress Publ., 2007, pp. 189–199.
  • 39. Piccirillo M. The Mosaics of Jordan. Amman, American Center of Oriental Research Publ., 2008. 383 p.
  • 40. Piccirillo M.; Alliata E. The Madaba Map Centenary 1887–1997. Travelling through the Byzantine Umayyad Period, Proceedings of the International Conference Held in Amman, 7–9 April 1997 (SBF Collectio Maior 40). Jerusalem, Studium Biblicum Franciscanum Publ., 1999. 278 p.
  • 41. Pickett J. Domestic Devotions in Late Antique Beth Shean. Expedition, 2013, vol. 55, pp. 21–23.
  • 42. Rahmani L. Y. Two Early Christian Ampullae. Israel Exploration Journal, 1966, vol. 16, pp. 71–74.
  • 43. Rahmani L. Y. A Eulogia Stamp from the Gaza Region. Israel Exploration Journal, 1970, vol. 20, pp. 105–108.
  • 44. Rahmani L. Y. The Adoration of the Magi on Two Sixth-Century CE Eulogia Tokens. Israel Exploration Journal, 1979, vol. 29, pp. 34–36.
  • 45. Rahmani L. Y. Eulogia Tokens from Byzantine Beth Sheʽan. ʽAtiqot, 1993, vol. 22, pp. 109–119.
  • 46. Rosenthal R.; Sivan R. Ancient Lamps in the Schloessinger Collection (Qedem 8). Jerusalem, Keterpress Enterprises Publ., 1978. 179 p.
  • 47. Rosenthal-Heginbottom R.; Zelinger Y. Application-decorated Pottery from Mount Zion, Jerusalem. Arise, Walk Through the Land. Studies in the Archaeology and History of the Land of Israel in Memory of Yizhar Hirschfeld on the Tenth Anniversary of His Demise. J. Patrich; O. Peleg-Barkat; E. Ben-Yosef (eds.). Jerusalem, Israel Exploration Society Publ., 2016, pp. 89–101.
  • 48. Strube C. Pilgerflasche. Land des Baal. Syrien — Forum der Völker und Kulturen. Museum für Vor- und Frühgeschichte, Berlin. Mainz, von Zabern Publ., 1982, pp. 244–245.
  • 49. Taxel I. Khirbet Es-Suyyah: A Byzantine Monastery in the Judaean Shephelah (Salvage Excavation Report 6). Tel Aviv, University Press Publ., 2009. 261 p.
  • 50. Vikan G. “Guided by Land and Sea”: Pilgrim Art and Pilgrim Travel in Early Byzantium. Jahrbuch für Antike und Christentum Ergänzungsband 18. Münster, Aschendorff Publ., 1991, pp. 74–92.
  • 51. Vikan G. Byzantine Pilgrims’ Art. Sacred Images and Sacred Power in Byzantium V (Variorum collected studies series). Aldershot; Burlington, Ashgate Publ., 2003, pp. 229–266.
  • 52. Vikan G. Early Byzantine Pilgrimage Art. Washington D. C., Dumbarton Oaks Research Library and Collection Publ., 2010. 109 p.
  • 53. Vitto F. A. Late Third-Fourth-Century CE Burial Cave on Remez Street, Qiryat Ata. ‘Atiqot, 2008, vol. 60, pp. 165–176.
  • 54. Wamser L.; Zahlhaas G. (eds.). Rom und Byzanz, Archäologische Kostbarkeiten aus Bayern. Munich, Hirmer Verlag Publ., 1998. 256 p. (in German).
  • 55. Witt J. Werke der Alltagskultur. Teil 1: Menasampullen. Staatliche Museen zu Berlin — Preußischer Kulturbesitz. Skulpturensammlung und Museum für Byzantinische Kunst. Bestandskatalog, vol. 2. Wiesbaden, Reichert Verlag Publ., 2000. 178 p. (in German).
  • 56. Wulff O. Altchristliche und mittelalterliche byzantinische und italienische Bildwerke. Beschreibung der Bildwerke der christlichen Epochen. Teil 1: Altchristliche Bildwerke. Text und Tafeln. Berlin, Verlag Georg Reimer Publ., 1909. 336 p. (in German).
  • 57. Zemer A. Castra at the Foot of Mount Carmel: The City and Its Secrets. Catalogue of the National Maritime Museum. Haifa, National Maritime Museum Publ., 1999. 73 p.