Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa177-2-24
Заголовок Деисус в системе убранства византийского темплона XII — начала XIII века
Автор email vos-chod@yandex.ru
Сведения об авторе Образцова Ксения Борисовна — студент магистратуры. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские Горы, д. 1, Москва, Российская Федерация,119991
В рубрике Восточнохристианское искусство DOI10.18688/aa177-2-24
Год 2017 Номер сборника 7 Страницы 232240
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.033.2…4 Индекс ББК 85.14
Аннотация

 Статья посвящена определению места темы Деисуса в системе византийской алтарной преграды XII — начала XIII вв. Деисус является одной из ключевых тем живописного убранства темплона, но в рассматриваемый период его изображение еще не получило устойчивой формы и расположения на алтарной преграде. В статье рассматриваются варианты выражения темы Деисуса в различных типах иконного материала как проявления поиска в сложении композиции темплона. Наиболее перспективным типом оказываются серии деисусных икон на отдельных панелях, которые, по мнению автора, стали занимать пространство над архитравом и, таким образом, легли в основу деисусного чина высокого иконостаса. 

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Образцова К. Б. Деисус в системе убранства византийского темплона XII — начала XIII века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 7 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. С. 232–240. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa177-2-24
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Бабич Г. О живописном украсу олтарских преграда // Зборник за ликовне уметности. Т. 11. — Београд: Матица српска, 1975. — С. 3–41.
  • 2. Лазарев В. Н. Три фрагмента расписных эпистилиев и византийский темплон // Византийский временник. — 1967. — Т. 27. — С. 162–196.
  • 3. Смирнова Э. С. Иконы XI в. из Софийского собора в Новгороде и проблема алтарной преграды // Иконостас: происхождение — развитие — символика. — М.: Прогресс-Традиция, 2000. — С. 267–311.
  • 4. Цигаридас Е. Н., Ловерду-Цигарида К. Святая великая обитель Ватопед: Византийские иконы и оклады. — М.: С. И. Верхов, 2016. — 440 с.
  • 5. Этингоф О. Е. Византийские иконы VI — первой половины XIII века в России. — М.: Индрик, 2005. — 768 с.
  • 6. Aspra-Vardavakis M. A Thirteenth Century Sinai Grand Deesis // Древнерусское искусство: Русь. Византия. Балканы: XIII век. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. — С. 105–113.
  • 7. Aspra-Vardavakis M. Three Thirteenth-Century Sinai Icons of John the Baptist Derived from a Cypriot Model // Medieval Cyprus: Studies in Art, Architecture, and History in Memory of Doula Mouriki / Eds. N. Patterson Ševčenko, Ch. Moss. — Princeton: Princeton University Press, 1999. — P. 179–193.
  • 8. Chatzidakis M. L’évolucion de l’icone aux 11e–13e siècles et la transformation du templon // Actes du XV CIEB: Rapport et co-rappports. Athens, 1976. — Vol. 1. — Athens, 1979. — P. 333–366.
  • 9. Epstein A. W. The Middle Byzantine Sanctuary Barrier: Templon or Iconostasis? // Journal of the British Archaeological Association. — London, 1981. — No. 134. — P. 1–28.
  • 10. Gerstel S. Ceramic Icons from Constantinople // A Lost Art Rediscovered: The Architectural Ceramics of Byzantium Sharon / Eds. S. Gerstel, J. A. Lauffenburger. — Baltimore: Walters Art Museum, 2001. — P. 44–65.
  • 11. Kalopissi-Verti S. The Proskynetaria of the Templon and Narthex: Form, Imagery, Spatial Connection, and Reception // Thresholds of the Sacred: Architectural, Art Historical, Liturgical, and Theological Perspectives on Religious Screens, East and West / Ed. S. Gerstel. — Washington: Dumbarton Oaks, 2006. — P. 107–132.
  • 12. Nees L. The Iconographic Program of Decorated Chancel Barriers in the Pre-Iconoclastic Period // Zeitschrift für Kunstgeschichte. — München: Deutscher Kunstverlag, 1983. — Bd. 46 / 1. — S. 15–26.
  • 13. Sinkević I. The Church of St. Panteleimon at Nerezi: Architecture, Programme, Patronage. — Wiesbaden: Reichert Verlag, 2000. — 209 p.
  • 14. Walter Ch. The Origins of Iconostasis // Eastern Church Review. — 1971. — No. 3. — P. 251–267.
  • 15. Walter Ch. A New Look at the Byzantine Sanctuary Barrier // Revue des études Byzantines. — Paris: Institut Français d’Etudes Byzantin, 1993. — No. 51. — P. 203–224.
  • 16. Weitzmann K. Icon Programs of 12th and 13th Centuries at Sinai // Δ XAE. — 1984, 1986. — No. 12. — P. 63–116.
  • 17. Παπαγεωργίου Ά. Εικόνες της Κύπρου. — Λευκωσία: Ιεράς Αρχιεπισκοπής Κύπρου, 1991. — 212 σ.
  • 18. Σωτηρίου Γ. καί Μ. Εικόνες τής Μονής Σινά. Τ. Α–Β΄. — Ἀθῆναι, 1958. — 247 σ.
  • 19. Χατζηδάκης Μ. Εικόνες επιστυλίου από το Άγιον Όρος // Δ XAE, 1964–1965. — 1966. —№ 4. — Σ. 377–403.