Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa177-2-22
Заголовок Логика чуда. Переосмысление классической тектоники в Св. Софии Константинопольской и ее византийских описаниях
Автор email zakharova@inbox.ru
Сведения об авторе Захарова Анна Владимировна — кандидат искусствоведения, старший преподаватель. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские Горы, д. 1,Москва, Российская Федерация, 119991.
В рубрике Восточнохристианское искусство DOI10.18688/aa177-2-22
Год 2017 Номер сборника 7 Страницы 205221
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 72.033; 82(091) Индекс ББК 63.3(0)4; 83.3(0)4; 85.11
Аннотация

Данная работа имеет двоякую цель: во-первых, проанализировать основные черты архитектурного образа Св. Софии Константинопольской; во-вторых, понять, насколько они были восприняты и отражены в ее византийских описаниях. Наш формальный анализ здания Св. Софии позволил выявить три важнейшие особенности. Первая — это композиция, соединяющая движение по оси «запад — восток» и стягивание к центру, которое усиливается за счет оригинальной конструкции перекрытий. Отсюда впечатление постоянного самопроизвольного движения пространственных форм. Доминанта купола предопределяют вторую важнейшую особенность: восприятие остальных форм как производных от него, преобладание нисходящего движения над восходящим, парящих криволинейных форм над ясными соотношениями несущих и несомых элементов. Третья особенность здания — его необыкновенная наполненность светом благодаря тонкости стен, обилию окон, использованию полированной мраморной облицовки и золотой мозаики. Переосмысление принципов классической тектоники позволило архитекторам создать иррациональный пространственный образ, передающий впечатление Божественного присутствия. Далее мы обращаемся к трем экфрасисам Св. Софии, написанным Прокопием Кесарийским (VI в.), Павлом Силенциарием (VI в.) и Михаилом Солунским (XII в.), с теми же вопросами, которые ставили перед собой, проводя формальный анализ здания. Как авторы воспринимают пространственную композицию постройки? Как реагируют на переосмысление в ней принципов классической тектоники? Как оценивают роль света? Как формулируют общее впечатление от постройки? Наше исследованиепоказало, что современники постройки — Прокопий Кесарийский и особенно Павел Силенциарий —демонстрируют большую степень глубины проникновения в замысел архитекторов и на уровне композиции здания, и на уровне отдельных формальных аспектов. Михаил Солунский обнаруживает гораздо более умозрительное и абстрактное восприятие архитектуры. Однако во всех трех экфрасисах ясно выражена основная идея, конгениальная замыслу архитекторов Св. Софии: ощущение Божественного присутствия в храме и соответствующие этому сверхъестественная красота и величие.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Захарова А. В. Логика чуда. Переосмысление классической тектоники в Св. Софии Константинопольской и ее византийских описаниях // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 7 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. С. 205–221. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa177-2-22
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Брунов Н. И. Очерки по истории архитектуры. — Т. 2: Греция. Рим. Византия. — М.; Л.: Academia, 1935.— 620 с.
  • 2. Брунов Н. И. Архитектура Византии // Всеобщая история архитектуры. — Т. 3. — М., Изд-во литературы по строительству, 1966.— С. 16–160.
  • 3. Бычков В. В. Византийская эстетика: Теоретические проблемы. — М.: Искусство, 1977. — 199 с.
  • 4. Бычков В. В. Малая история византийской эстетики. — Киев: Путь к Истине, —1991. — 408 с.
  • 5. Виноградов А. Ю., Захарова А. В. Описание Святой Софии Константинопольской Михаила Солунского: перевод и комментарии // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. — Вып. 6 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: НП- Принт, 2016. — С. 791–799. URL:http://dx.doi.org/10.18688/aa166-12-87 (дата обращения: 02.06.2017)
  • 6. Зедльмайр Г. Первая архитектурная система средневековья // История архитектуры в избранных отрывках. — М.: изд-во Всесоюзной академии архитектуры, 1935. — С. 151–200.
  • 7. Зубов В. П. Византийский архитектор (по данным литературных источников) // Зубов В. П. Труды по истории и теории архитектуры / Отв. ред. А. И. Комеч. — М.: Искусствознание, 2000. — С. 20–148.
  • 8. Комеч А. И. Архитектура // Культура Византии: IV — первая половина VII в. — М.: Наука, 1984. — С. 573–595.
  • 9. Прокопий. О постройках. Procopii Caesariensis De Aedificiis. / Пер. С. П. Кондратьева // ВДИ. — 1939. — Т. 4 (9). — С. 203–283.
  • 10. Седов Вл. В. Килисе Джами: столичная архитектура Византии. — М.: Индрик, 2008. — 336 с.
  • 11. Черноглазов Д. А., Захарова А. В. Экфрасисы храмов в византийской литературе. Эволюция композиционных приемов // ВВ. — 2017. — Т. 101 (в печати).
  • 12. Andreades G. Die Sophienkathedrale von Konstantinopel // Kunstwissenschaftliche Forschungen. — Bd. 1. — 1931. — S. 33–94.
  • 13. Buchwald H. Saint Sophia, Turning Point in the Development of Byzantine Architecture // Buchwald H. Form, Style and Meaning in Byzantine Church Architecture. — Vol. 1. — Aldershot: Ashgate, 1999. — P. 29–58.
  • 14. Chuvin P. Paul le Silentiaire et la description de Sainte-Sophie: Éclairages historiques // Paul le Silentiaire. Description de Sainte-Sophie de Constantinople / Trad. M-Chr. Fayant, P. Chuvin. — Paris: Éd. A. Die, 1997. — P. 19–32.
  • 15. Conant K. J. The First Dome of St. Sophia and its Rebuilding // Bulletin of Byzantine Institute. — 1946. — Vol. 1. — P. 71–78.
  • 16. Elsner J. The Rhetoric of Buildings in the De Aedificiis of Procopius // Art and Text in Byzantine Culture / Ed. L. James. — Cambridge; New York: Cambridge University Press, 2007. — P. 33–57.
  • 17. Emerson W., Van Nice R. L. Hagia Sophia: The Collapse of the First Dome // Archaeology. — 1951. — Vol. 4. — P. 94–103.
  • 18. Fayant M.-C. De la description au panégyrique. Un art au service du pouvoir // Paul le Silentiaire. Description de Sainte-Sophie de Constantinople / Trad. M-Chr. Fayant, P. Chuvin. — Paris: Éd. A. Die, 1997. — P. 33–49.
  • 19. Fobelli M. L. Un tempio per Giustiniano. Santa Sofia di Constantinopoli e la descrizione di Paolo Silenziario. — Roma: Viella, 2005. — 234 p.
  • 20. Gavril I.-E. Archi-Texts for Contemplation in Sixth-Century Byzantium: the Case of the Church of Hagia Sophia in Constantinople: Ph. D. Thesis. University of Sussex, 2012. URL: http://sro.sussex.ac.uk/40497/ (дата обращения: 06.01.2017).
  • 21. Hohlweg A. Ekphrasis // Reallexikon zur byzantinischen Kunst / Ed. K. Wessel, M. Restle. — Bd. 2. — Stuttgart: Hiersemann, 1967. — S. 43–75.
  • 22. Hunger H. Die hochsprachliche profane Literatur der Byzantiner. Bd. 1. — München: H. Beck’sche Verlags, 1978. — S. 170–188.
  • 23. James L., Webb R. To Understand Ultimate Things and Enter Secret Places’: Ekphrasis and Art in Byzantium // Art History. — 1991. — Vol. 14. — P. 1–17.
  • 24. Johannes von Gaza und Paulus Silentiarius / Hrsg. P. Friedländer. — Leipzig; Berlin: B. G. Teubner, 1912. — 310 p.
  • 25. Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. — Harmondsworth: Penguin Books, 1965. — 390 p.
  • 26. Macrides R., Magdalino P. The Architecture of Ekphrasis: Construction and Context of Paul the Silentiary’s Poem on Hagia Sophia // Byzantine and Modern Greek Studies. — 1988. — Vol. 12. — P. 47–82.
  • 27. Mainstone R. The Reconstruction of the Tympana of St. Sophia in Istanbul // DOP. — 1969/1970. — Vol. 23– 24. — P. 355–368.
  • 28. Mainstone R. Hagia Sophia: Architecture, Structure and Liturgy of Justinian’s Great Church. — New York: Thames & Hudson, 1988. — 288 p.
  • 29. Mango C. Byzantine Architecture. — New York: Abrams, 1974. — 383 p.
  • 30. Mango C. Byzantine writers on the fabric of Hagia Sophia // Hagia Sophia from the age of Justinian to the present / Eds. R. Mark, A. S. Çakmak. — Cambridge; New York: Cambridge University Press, 1992. — P. 41–56.
  • 31. Mango C., Ertuğ A. Hagia Sophia: A Vision for Empires. — Istanbul: Ertuğ and Kocabıyık, 1997. — 175 p.
  • 32. Mathew G. Byzantine Aesthetics. — London, John Murray, 1963. — 189 p.
  • 33. Parker J., Mango C. A Twelfth-Century Description of St. Sophia // DOP. — 1960. Vol. 14. — P. 233–245.
  • 34. Paul le Silentiaire. Description de Sainte-Sophie de Constantinople / Trad. M.-Chr. Fayant, P. Chuvin. Paris : Éd. A. Die, 1997. — 167 p.
  • 35. Paulus Silentiarius. Descriptio Sanctae Sophiae. Descriptio ambonis / Ed. C. Di Stefano. — Berlin, New York: de Gruyter, 2011. — XLVIII, 163 p.
  • 36. Potamianos I. Light into Architecture: Evocative Aspects of Natural Light as Related to Liturgy and Byzantine Churches: Ph. D. diss. — University of Michigan, 1996. — 134 p.
  • 37. Procop Bauten / Hrsg. O. Veh. — München: Walter de Gruyter, 1977. — 571 S.
  • 38. Procopio di Cesarea. Santa Sofia di Costantinopoli: un tempio di luce (De aedificiis I 1,1-78) / Ed. M.-L. Fobelli, P. Cesaretti. — Milano: Jaca Book, 2011. — XIV, 217 p.
  • 39. Schibille N. Hagia Sophia and the Byzantine Aesthetic Experience. — Farnham: Ashgate Publishing Company, 2014. — 282 p.
  • 40. Sedlmayr H. Zur Geschichte des justinianischen Architektursystems. Erste Untersuchung: Vorgeschichte und Entstehung // BZ. — 1931. — Bd. 35. — S. 38–69.
  • 41. Sedlmayr H. Das Erste mittelalterliche Architecktursystem // Kunstwissenschaftliche Forschungen. — 1933. — Bd. 2. — S. 25–62.
  • 42. Taylor R. A Literary and Structural Analysis of the First Dome of Justinian’s Hagia Sophia, Constantinople // Journal of the Society of Architectural Historians. — 1996. — Vol. 55. — P. 66–78.
  • 43. Theis L. Zur Geschichte der Wissenschaftlichen Erforschung der Hagia Sophia // Die Hagia Sophia in Istanbul: Bilder aus Sechs Jahrhunderten und Gaspare Fossatis Restaurierung der Jahre 1847 bis 1849: Katalog der Ausstellung / Hrsg. V. Hoffmann. — Bern: Peter Lang, 1999. — S. 55–80.
  • 44. Van Nice R. L. St. Sophia in Istanbul: An Architectural Survey. — Washington: the Dumbarton Oaks Center for Byzantine Studies, 1965. — 66 pl.
  • 45. Webb R. The Aesthetics of the Sacred Place: Narrative, Metaphor and Motion in Ekphraseis of Church Buildings // DOP. — 1999. — Vol. 53. — P. 59–74.
  • 46. Webb R. Ekphrasis, amplification and persuasion in Procopius’. Buildings // Antiquité Tardive. — 2000. — Vol. 8. — P. 67–71.
  • 47. Webb R. Ekphrasis, Imagination and Persuasion in Ancient Rhetorical Theory and Practice. — Farnham: Ashgate, 2009. — xiv, 238 p.
  • 48. Webb R. Ekphraseis of Buildings in Byzantium: Theory and Practice // Ekphrasis: La représentation des monuments dans les littératures byzantine et byzantino-slaves. Réalités et imaginaires / Eds. V. Vavřinek, P. Odorico, V. Drbal. — Prague, 2011— P. 20–32. (Byzantinoslvaica. — 2011. — T. 69/3. — Supplementum).
  • 49. Whitby M. The Occasion of Paul Silentiary’s Ekphrasis of St. Sophia // Classical Quarterly. — 1985. — Vol. 35. — P. 215–228.
  • 50. Whitby M. Procopius’ Buildings, Book I: A Panegyrical Perspective // Antiquité Tardive. — 2000. — Vol. 8. — P. 45–57.
  • 51. Wulff О. Altchristliche und byzantinische Kunst. Bd. 2. — Berlin, Neubabelsberg, Akad.Verl.-Ges. Athenaion, 1915. — S. 361 — 629, Bl. XXI — XXXIII.
  • 52. Wulff O. Das Raumerlebnis des Naos im Spiegel der Ekphraseis // BZ. — 1929–1930. — Bd. 30. — S. 531– 540.
  • 53. Xydis S. G. The Chancel Barrier, Solea and Ambo of Hagia Sophia // AB. — 1947. — Vol. 29. — P. 1–24.
  • 54. Zaloziecky W. R. Die Sophienkirche in Konstantinopel und ihre Stellung in der Geschichte der abendländischen Architektur. — Roma: Pont. ist. Arch. Crist., 1936. — 272 p.