Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/ 10.18688/aa177-8-67
Заголовок Творчество и сотворчество в иконе и картине
Автор email nonna3553@list.ru
Сведения об авторе Яковлева Нонна Александровна — доктор искусствоведения, профессор. Союз художников РФ, ул. Большая Морская, д. 38, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 190000.
В рубрике Культ и художественная культура DOI 10.18688/aa177-8-67
Год 2017 Номер сборника 7 Страницы 658668
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 72.012.23 Индекс ББК 85.103
Аннотация

Рассматриваемые как артефакты, и картина, и икона представляют собой идеально-материальные феномены, в которых материальная основа выступает в качестве носителя идеального образа. В картине художественный образ, создаваемый в индивидуальном творческом процессе, изначально имеет субъективный характер; в законченном произведении существует как объективная — «вторая» реальность; в процессе сотворческого восприятия вновь обретает субъективный характер как образ-восприятие. Доминантной функцией произведения искусства является создание художественного образа-восприятия, который и обеспечивает выполнение целого спектра последующих функций, обусловленных временем и социумом. Подходя к иконе с позиций историзма, необходимо признать, что изначально верующий иконописец осознавал себя соработником Святого Духа, участником сотворческого процесса. Создание иконы начиналось с преобразования иконописца в канонически закрепленной системе. Участием Святого Духа должны были быть обеспечены доминантные функции иконы как: (1) документального свидетельства о пребывании на земле Сына Божия и Матери Его; (2) вместилища целительной-преобразующей и утешительной силы — благодати и (3) доказательства всеприсутствия Божия. Канон — не записанные в качестве свода, но передаваемые в практической традиции правила создания благодатного образа, — направлен на обеспечение доминантных функций. Различием доминантных функций обусловлены все иные различия между иконой и картиной.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Яковлева Н. А. Творчество и сотворчество в иконе и картине // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 7 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. С. 658–668. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/ 10.18688/aa177-8-67
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Александр (Федоров), архимандрит. Церковное искусство как пространственно-изобразительный комплекс. — СПб.: Сатисъ, 2007. — 228 с.
  • 2. Алексеев С. Энциклопедия православной иконы: Основы богословия иконы. — СПб.: Сатисъ, 2010.— 335 с.
  • 3. Аполлон: Изобразительное и декоративно-прикладное искусство: Терминологический словарь. — М.: Эллис-Лак, 1997. — 736 с.
  • 4. Бобров Ю. Г. Основы иконографии памятников христианского искусства. — СПб.: Художественно- педагогическое изд-во, 2010. — 264 с.
  • 5. Вагнер Г. К. Проблема жанров в древнерусском искусстве. — М.: Искусство, 1974. — 268 с.
  • 6. Валицкая А. П. Русская эстетика XVIII века: Историко-проблемный очерк просветительской мысли. — М.: Искусство, 1983. — 238 с.
  • 7. Губарева О. В. Божия Матерь в Ее иконах. — М.: Паломник, 2006. — 194 с.
  • 8. Данилова И. Е. Судьба картины в европейской живописи. — СПб.: Искусство, 2005. — 296 с.
  • 9. Евдокимов П. Искусство иконы: Богословие красоты. — Клин: Христианская жизнь, 2005. — 384 с.
  • 10. История иконописи VI–ХХ века: Истоки. Традиции. Современность. — М.: АРТ-БМБ, 2002. — 228 с.
  • 11. Иулиания (Соколова М. Н.), монахиня. Картина и икона // Алдошина Н. Е. Благословенный труд. — М.: МДА, 2001. — C. 69–71.
  • 12. Колпакова Г. С. Искусство Древней Руси: Домонгольский период. — СПб.: Знаки, 2007. — 600 с.
  • 13. Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. — М., 1983. — 537 с.
  • 14. Лепахин В. Образ иконописца в русской литературе XI‒ХХ веков. — М.: Русский путь, 2005. — 472 с.
  • 15. Михайлова А. А. Художественный образ как динамическая целостность // Советское искусствознание-76. — Вып. 1. — М.: Советский художник, 1976. — С. 222–257.
  • 16. Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М.: Русский язык, 1978. — 846 с.
  • 17. Симонов П. В. Созидающий мозг: Нейробиологические основы творчества. — М.: Наука, 1993. — 109 с.
  • 18. Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: очерки иконного дела в императорской России. — М.: Прогресс — культура, 1995. — 498 с.
  • 19. Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. — М.: Паломник, 1989. — 474 с.
  • 20. Языкова И. К. Богословие иконы. — М.: Изд-во Общедоступного православного ун-та, 1995. — 212 с.
  • 21. Яковлева Н. А. Русское иконописание. Благодатный образ на Руси и в России. — М.: Белый город, 2010. — 480 с.