Заголовок | Сложение иконографии Песаха в нидерландской живописи второй половины XV–XVI века: от еврейского праздника к Тайной вечере | ||||||||
Автор | Ковбасюк С. А. | stephanie_rom@mail.ru | |||||||
Сведения об авторе | Ковбасюк Стефания Андреевна — кандидат исторических наук, ассистент. Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, ул. Владимирская, 60, Киев, Украина, 01033. | ||||||||
В рубрике | Искусство Ренессанса | DOI | 10.18688/aa177-5-57 | ||||||
Год | 2017 | Номер сборника | 7 | Страницы | 564–572 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 94(492);75“15” | Индекс ББК | 85.103(4) | ||||
Аннотация |
Иконография евхаристических сюжетов, которая формируется в нидерландской живописи к XV в., приобретает большую популярность уже в следующем веке. Это было обусловлено художественными факторами и общеевропейскими идейными движениями эпохи раннего Нового времени, в частности Реформацией. Именно в реформационной теологической полемике вопросы, связанные с Евхаристией, ее содержанием и практикой, занимали одно из ведущих мест. Отдельные аспекты изображений Песаха были проанализированы в исследованиях M. Макнами, в частности евхаристический подтекст визуализации Песаха в алтаре Св. Причастия Д. Баутса; в статье В. С. Дейла было раскрыто содержание скрытых монограмм в том же полиптихе. Негативные коннотации Песаха в позднесредневековом искусстве были рассмотрены в статье Д. Малкиеля. Специального исследования о формировании иконографии Песаха в нидерландской живописи XV — начала XVI в. на сегодня нет. Заполняя существующую лакуну, в этой статье мы, на примере станковых произведений и миниатюры, попытаемся восстановить пути формирования иконографии Песаха, выделить определенные иконографические типы и очертить границы их распространенности, прояснить художественный и социальный контекст бытования образа. Было выяснено, что иконографический тип, сформированный Дирком Баутсом на начало XVI в.,оставался наиболее распространенным. Однако в творчестве Мастера Антверпенского Поклонения из группы «антверпенских маньеристов» иконографические традиции изображения Песаха и Тайнойвечери были синтезированы, и Тайная вечеря начала изображаться как седер. Толкование таких изменений остается дискуссионным, однако с высокой вероятностью можно утверждать, что стимулировали появление таких иконографических аномалий религиозные поиски времен, а также интеграция в нидерландское общество значительной части новообращенных евреев. Духовные и социальные изменения, открытость Антверпенской художественной школы к инновациям — все это способствовало художественным поискам и необычным композиционным решениям. Трактовка Тайной вечери как Песаха выходит за рамки школы «антверпенских маньеристов» и встречается и в произведениях нидерландских художников второй половины XVI в., которые предложили собственные интерпретации Песаха, ренессансные по форме и по-своему еще более близкие к нарративу — Книге Исхода. Таким образом, новации сосуществовали с более традиционными изображениями Песаха: плюрализм интерпретаций и инновативность стали определяющими качествами для репрезентаций седера в нидерландской живописи второй половины XVI в. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Ковбасюк С. А. Сложение иконографии Песаха в нидерландской живописи второй половины XV–XVI века: от еврейского праздника к Тайной вечере // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 7 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. С. 564–572. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa177-5-57 | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|