Аннотация |
Хотя использование надписей в изобразительном искусстве насчитывает тысячелетия практики, именно братья ван Эйк и Рогир ван дер Вейден становятся одними из самых изобретательных мастеров, переплетающих вербальные и визуальные средства в своих работах так же неповторимо, как и сами источники письменных текстов, включающих пророчества, апокрифы, «Золотую легенду»,«Подражание Христу», слова Спасителя и апостолов, Отцов церкви, личные девизы и произведения античных авторов. Надписи и подписи в работах двух мастеров Северного Ренессанса являются мало изученной проблемой. Многие функции надписей в работах ван Эйка и ван дер Вейдена близки между собой и позволяют выявить особенности позиции зрителя, на которую рассчитывают живописцы. Диалоги персонажей Евангелия управляют эмоциями и руководят вниманием зрителей посредством письменного текста, свитки с текстами в руках сивилл и ангелов создают эффект trompe-l’oeil, перевернутые написания ответов напоминают о «внутреннем зрителе» работ. При этом нужно отметить, что ван Эйк используеттри языка — греческий, латинский, фламандский, а также буквы из еврейской письменности, тогда как у ван дер Вейдена в работах встречаются только латинские литеры. И самое интересное — если Ян ван Эйк часто ставит зрителю задачу всматриваться в изображенное, чтобы увидеть текст как часть вышивки на одежде, надписи на каменном постаменте, то Рогир ван дер Вейден гораздо чаще, чем ван Эйк, располагает текст на бандеролях, создавая тем самым «интерпретативный промежуток», позволяющий зрителю осмыслить отношения между визуальным и вербальным. |
Список цитируемой литературы |
- 1. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения: Его связь с современными духовными и интеллектуальными движениями / Пер. с англ. Н. А. Белоусовой; Общ. ред. и предисл. В. Н. Гращенкова. — М.: Искусство 1973. — 224 с.
- 2. Библия. — М.: Библейские общества, 1995. — 1378 с.
- 3. Габдрахманов П. Имя и счастье в средневековой Фландрии // Индивидуальное и уникальное в истории: сб. / Под ред. Ю. Л. Бессмертного, М. А. Бойцова. — М.: РГГУ, 2002. — С. 30–31.
- 4. Гершензон-Чегодаева Н. М. Нидерландский портрет XV века: его истоки и судьбы. — М.: Искусство, 1972. — 198 с.
- 5. Егорова К. С. Пейзаж в Нидерландской живописи XV века. — М.: Искусство, 1999.— 72 с.
- 6. Кастрия Маркетти Ф., Паули Т., Дзуффи С. Живопись Ренессанса. Открытие мира и человека. — М.: АСТ, Астрель, 2002. — 400 с.
- 7. Лиментани В. К., Пьетроджованна М. Алтари: Живопись Раннего Возрождения: Классика мирового искусства. — М.: Белый город, 2002. — 424 с.
- 8. Соколов М. Н. Время и место. Искусство Возрождения как перворубеж виртуального пространства. — М.: Прогресс-Традиция, 2002 — 320 с.
- 9. Успенский Б. А. Гентский алтарь Ван Эйка. — М.: Рип-холдинг, 2013. — 323 с.
- 10. Хейзинга Й. Осень средневековья / Пер. с нидерл. Д. В. Сильвестрова. — М.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2013. — 768 с.
- 11. Acres A. Rogier van der Weyden’s Painted texts // Artibus et Historiae. — 2000. — Vol. 21. — No. 41. — Р. 75–109.
- 12. Borchert T.-H. Jan Van Eyck: Renaissance Realist. — Köln: Tashen, 2008. — 96 p.
- 13. Borchert T.-H. Van Eyck to Durer: Early Netherlandish Painting & Central Europe 1430–1530. — Tielt: Lannoo Publishers, 2010. — 552 p.
- 14. Campbell L., Falomir M., Fletcher J., Syson L. Renaissance Faces: van Eyck to Titian. — London: National Gallery Company, Yale University Press, 2008. — 304 p.
- 15. Dhanens E. Van Eyck: The Ghent Altarpiece (Art in Context). — New York: Penguin Books, 1973. — 154 p.
- 16. Dunkerton J., Foister S., Gordon D., Penny N. Ciotto to Durer: Early Renaissance Painting in the National Gallery. — London: Yale University Press, New Haven and London in association with NG, 1991. — 408 p.
- 17. Ferretti S. Cassirer, Panofsky, Warburg: Symbol, Art, and History. — New Haven, Yale University Press, 1989. — 304 p.
- 18. The Grove Encyclopedia of Northern Renaissance Art: in 3 vols. / Ed. G. Campbell. — Oxford University Press, 2009. — 1966 p.
- 19. Harbison C. Jan van Eyck, the Play of Realism. — London: Reaktion Books, 1991. — 317 p.
- 20. Harbison C. The Art of the Northern Renaissance. — London: Weidenfeld & Nicolson, 1995. — 176 p.
- 21. Harbison C. The Mirror of the Artist: Northern Renaissance Art in Its Historical Context. New York: Abrams, 1995. — 176 p.
- 22. Jacobs L. F. Opening Doors: The Early Netherlandish Triptych Reinterpreted. —University Park, PA: The Pennsylvania State University Press, 2011. — 357 p.
- 23. Kemp W. The Work of Art and Its Beholder: The Methodology of the Aesthetic of Reception // The Subject of Art History: Historical Objects in Contemporary Perspectives / Ed. M. A. Cheetham. — Cambridge, 1998. — P. 180–196.
- 24. Kemperdick S.; Lammertse F. The Road to Van Eyck. — Rotterdam, Museum Boijmans Van Beuningen, 2012. — 342 p.
- 25. Panofsky E. Early Netherlandich Painting: Its Origin and Character. — Cambridge: Harvard University Press, 1953. — 574 p.
- 26. Panofsky E. Jan van Eyck’s Arnolfini Portrait // The Burlington Magazine for Connoisseurs. — March 1934. — Vol. 64.— No. 372. — P. 117–119; 122–127.
- 27. Philip L. B. The Ghent Altarpiece and the Art of Jan van Eyck. — New Jersey: Princeton University Press, 1971. — 255 p.
- 28. The Prado Masterpieces: In 2 vols. / Eds. M. Z. Miranda, E. Witschey. — Madrid: Museo del Prado, 2016. — 494 p.
- 29. Ridderbos B., Buren A. van, Veen H. Th. van. Early Netherlandish Paintings: Rediscovery, Reception, and Research. — Los Angeles, Calif.: Getty, 2005. — 481 p.
- 30. Ward J. L. Disguised Symbolism as Enactive Symbolism in Van Eyck’s Paintings // Artibus et Historiae. — 1994. — Vol. 29. — P. 9–53.
- 31. Wixom W. D. Late Medieval Sculpture in the Metropolitan, 1400–1530 // The Metropolitan Museum of Art Bulletin. — 2007. Spring. — Vol. 64. — No. 4. — 48 p.
|