Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa177-5-50
Заголовок Итальянские полиптихи конца XIII — начала XV века: от предмета культа к музейному экспонату
Автор email Olgalnazarova@gmail.com
Сведения об авторе Назарова Ольга Алексеевна — кандидат искусствоведения, старший преподаватель. Московский Архитектурный Институт (Государственная Академия), ул. Рождественка, д. 11/4,корп. 1, стр. 4., Москва, Российская Федерация, 107031.
В рубрике Искусство Ренессанса DOI10.18688/aa177-5-50
Год 2017 Номер сборника 7 Страницы 497506
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.033.5(450);7.034(450)3;7.034(450)4 Индекс ББК 75.046
Аннотация

В статье представлены результаты исследования судеб итальянских полиптихов (пре-имущественно, XIV— начала XV в.) в XV–XXI веках. Произведения данного типа в силу своей мобильности на протяжении долгой истории своего существования неоднократно меняли контексты своего бытования и восприятия, что отражалось на их сохранности. Данная статья исследует смену этих контекстов с конца XV в. до наших дней и представляет историю зрительского отношения к произведениям этого типа. Эта история развивается от диалога современной живописи с ранними полиптихами в конце XV в. к постепенной утрате ими своей художественной и функциональной актуальности, а также изначального пространственного контекста в ходе контрреформационных преобразований во второй половине XVI в. В конце XVIII — начале XIX в. полиптихи, превращаясь в объект коллекционирования, утрачивают и свою физическую целостность. Наконец, в XX в. они, наконец, массово обретают статус музейного экспоната и становятся объектами научных исследований. Эта история предстаёт, с однойстороны, историей невосполнимых утрат, но в то же время и историей обретений — ранняя живопись на досках обретает новый статус, новые функции, новых зрителей и ценителей. В своём последнем качестве многие из этих произведений возрождаются в своем первоначальном виде благодаря реконструкциям их внешнего облика, пространственного контекста, интенций заказчика и зрительских впечатлений, благодаря масштабным международным и междисциплинарным исследованиям. Отдельные этапы этой истории проиллюстрированы наиболее показательными примерами.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Назарова О. А. Итальянские полиптихи конца XIII — начала XV века: от предмета культа к музейному экспонату // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 7 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. С. 497–506. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa177-5-50
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Вазари Дж. Жизнеописание Стефано, флорентийского живописца, и Уголино, сиенского живописца // Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. — Т. 1.— М.: Терра, 1993. — 604 c.
  • 2. Banker J. R. The Program for the Sassetta Altarpiece in the Church of S. Francesco in Borgo S. Sepolcro // Tatti studies. Florence, 1991. — № 4. — P. 11–58.
  • 3. Berenson B. Tramonto e crepuscolo: ultimi diari 1947–1958. — Milano: Feltrinelli, 1966. — 499 p.
  • 4. Casu S. G. Bernardo Вaddi, Polittico di Santa Reparata // La fortuna dei primitivi: tesori d’arte dalle collezioni italiane fra Sette e Ottocentoю Exh. cat. / Eds. A. Tartuferi, G. Tormen. — Firenze: Giunti, 2014. — P. 320–325.
  • 5. Christiansen K., Kanter L., Strehlke C. B. Painting in Renaissance Siena, 1420–1500. — New York: Abrams in Komm, 1988. — 385 p.
  • 6. De Sienne à Florence, les Primitifs Italiens, collection d’Altenbourg. Au Musée Jacquemart-André. — Bruxelles: Fonds Mercator, 2009. — 191 p.
  • 7. Duccio. Alle origini della pittura senese, catalogo della mostra (Siena 2003—2004) / Ed. A. Bagnoli. — Milano: Silvana Editorale, 2003. — 539 p.
  • 8. Filippini C. Ruquadrature e “Restauri” di Polittici trcenteschi o pale d’altare nella seconda metà del Quattrocento // Maestri e botteghe. Pittura a Firenze alla fine del Quattrocento. — Milano: Silvana Editorale, 1992. — P. 199–211.
  • 9. Freni G. The Aretine Polyptych by Pietro Lorenzetti: Patronage, Iconography and Original Setting // JWCI. — 2000. — Vol. 63.— P. 59–110.
  • 10. Gardner von Teuffel C. Masaccio and the Pisa Altarpiece: A New Approach // Jahrbuch der Berliner Museen. — 1977. — 19 Bd. — P. 23–68.
  • 11. Gardner von Teuffel C. The Buttressed Altarpiece: A Forgotten Aspect of Tuscan Fourteenth Century Altarpiece // Jahrbuch der Berliner Museen. — 1979. — 21 Bd. — P. 21–65.
  • 12. Gordon D., Reeve A. Three Newly-Acquired Panels from the Altarpiece for Santa Croce by Ugolino di Nerio // National Gallery Technical Bulletin. — 1984. — Vol. 8. — P. 36–52.
  • 13. Hall M. B. Renovation and Counter-Reformation: Vasari and Duke Cosimo in Sta. Maria Novella and Sta. Croce 1565–1577. — Oxford: Clarendon University Press, 1979. — 200 p.
  • 14. Haskell F. The British as Collectors // The Treasure Houses of Britain: Five Hundred Years of Private Patronage and Art Collecting. — Washington: National Gallery of Art, 1985. — P. 50–59.
  • 15. Loyrette H. Séroux d’Agincourt et les origines de l’histoire de l’art medieval // Revue de l’art. — 1980. — No. 48. — P. 40–56.
  • 16. Offner R. The Fourteenth Century. Bernardo Daddi and His Circle // Offner R., Boscovits M., Steinweg K., Gregori M. A Critical and Historical Corpus of Florentine Painting. — Vol. 5. — Section 3. — Florence: Giunti, 2001. — 635 p.
  • 17. Os H. van Reconstructing Sienese Altarpieces: A Historical and Methodological Review of Two Spectacular Examples // Sassetta: the Borgo San Sepolcro Altarpiece / Ed. M. Israëls. — Harvard: The Harvard University Press, 2009. — P. 151–159.
  • 18. Padoa Rizzo A. Bernardo di Stefano Rosselli, il Polittico Rucellai e il politico di San Pancrazio di Bernardo Daddi // Studi di storia dell’arte. — No. 4. — 1993. — P. 211–222.
  • 19. Padoa Rizzo A. Cosimo Rosselli ‘Restauratore’ // Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florenz. — 2006. — 50. Bd. — H. 1/2 — Р. 197–200.
  • 20. Previtali G. La fortuna dei primitive: Dal Vasari ai neoclassici. — Torino: Einaudi, 1964. — 273 p.
  • 21. Rowlands E. W. Saint Andrew and the Pisa Altarpiece. — Los Angeles: Getty Publ. 2003. — 112 p.
  • 22. Sassetta: the Borgo San Sepolcro Altarpiece / Ed. M. Israëls. — The Harvard University Press, 2009. — 639 p.
  • 23. Strehlke C. B. Berenson, Sassetta and Asian Art // Sassetta: the Borgo San Sepolcro Altarpiece / Ed. M. Israëls.— Harvard: The Harvard University Press, 2009. — P. 37–50.
  • 24. Zeri F. Due appunti su Giotto: I: la cuspide centrale del “Polittico Baroncelli”; II: la cimasa del crocefisso del Tempio Malatestiano // Paragone. Arte. — 1957. — № 85. — P. 75–87.