Аннотация |
Резные камни представляют богатейший репертуар иконографических тем античности. Геммы, которые в силу размера можно всегда носить с собой, в древности использовались в качестве особого средства выражения личных или общественных убеждений, а также религиозной и политической идеологии. Качество камня, техника изготовления, сюжет различны и свидетельствуют о том, сколь роскошным был стиль жизни античного общества. Многие резные камни дошли до наших дней, иногда — будучи преобразованными в новые объекты, — как предмет коллекционирования состоятельных любителей: создатели современных дактилиотек стремятся, опираясь на источники, воспроизвести великолепие античных коллекций. Начиная с периода Ренессанса, а в некоторых случаях и ранее, в Средние века, коллекционированиегемм выступало в качестве своеобразного символа легитимности и власти. В то же время возникали философские дискуссии о магической силе гемм. С другой стороны, они использовались мастерами искусств в качестве источника новых изобразительных решений. Трудно распознать конкретные мотивы,заимствованные от античных резных камней. Несколько эстампов Энея Вико и Баттиста Франко представляют серии инталий и камей, являя собою примечательную «визуальную книгу», из которой художники могли черпать вдохновение. В настоящей статье с опорой на методологию Филлиса Прей Бобери Джона Бордмана исследуется освоение дионисийской иконографии, которая была приспособлена для изображения праздничных процессий, триумфов и аллегорических торжеств, начиная с некоторых сюжетов, воспроизведенных Вико и Франко примерно в середине XVI в. Рассматриваются различные вопросы, особое внимание уделено связи с концепцией «firma facilitas» — восходящей к античности системой равновесия благодати, истины и усердия. Это, в свою очередь, подтверждает важность античных гемм для современного изобразительного искусства и их художественной расшифровки. |
Список цитируемой литературы |
- 1. Boardman J. Classical Gems and Media Interaction. Engraved gems. Survivals and Revivals (Studies in History of Art 32). C. M. Brown (ed.). Washington, University Press of New England Publ., 1997, pp. 13–21.
- 2. Boardman J. A Pursuit of Art in Miniature. Apollo, 2008, February, pp. 56–71.
- 3. Boardman J. The Triumph of Dionysos. Convivial Processions from Antiquity to the Present Day. Oxford, Archeopress Archaeology Publ., 2014. 78 p.
- 4. Boardman J.; et al. The Beverley Collection of Gems at Alnwick Castle. London, Philip Wilson Publ., 2017. 320 p.
- 5. Boschung D. Die Bildnisse des Augustus. Berlin, Mann Publ., 1993. 239 p. (in German).
- 6. Brown C. M. (ed.). Engraved gems. Survivals and Revivals (Studies in History of Art 32). Washington, University Press of New England Publ., 1997. 320 p.
- 7. Carey S. The Problem of Totality. Collecting Greek Art, Wonders and Luxury in Pliny the Elder’s Natural History. Journal of the History of Collections, 2000, vol. 12/1, pp. 1–13.
- 8. Dacos N. La fortuna delle gemme medicee nel Rinascimento. Il Tesoro di Lorenzo il Magnifico. Le gemme. N. Dacos et al. (eds.). Firenze, Sansoni Editore Publ., 1972, pp. 133–156 (in Italian).
- 9. De Paoli M. Vicinaque sidera fecit (Met. 2, 507). La stanza di Callisto a Palazzo Grimani, Venezia. Il gran poema delle passioni e delle meraviglie. Ovidio e il repertorio letterario e figurativo fra antico e riscoperta dell’antico (Antenor Quaderni 28). I. Colpo; F. Ghedini (eds.). Padova, Padova University Press, 2012, pp. 319–330 (in Italian).
- 10. Favaretto I.; De Paoli M. I ‘camei di diverse sorte’ di Giovanni Grimani, patriarca di Aquileia. Intricate vicende di una collezione di gemme nella Venezia del XVI secolo. Aquileia e la glittica di età ellenistica e romana. G. Sena Chiesa; E. Gagetti (eds.). Trieste, Editreg Publ., 2009, pp. 261–280 (in Italian).
- 11. Giuliano A. La glittica antica e le gemme di Lorenzo il Magnifico. Il Tesoro di Lorenzo il Magnifico. Le gemme. N. Dacos; et al. (eds.). Firenze, Sansoni Editore Publ., 1972, pp. 19–66 (in Italian).
- 12. Kockel V.; Graepler A. (eds.). Daktyliotheken. Götter und Caesaren aus der Schublade. Antike Gemmen in Abdrucksammlungen des 18. und 19. Jahrhunderts. München, Bierig-Brinkmann Publ., 2006. 216 p. (in German).
- 13. Kosmetatou E. Poseidippos, ‘Epigr.’ 8 AB and Early Ptolemaic Cameos. Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik, 2003, vol. 142, pp. 35–42.
- 14. Knüppel H. C. Daktyliotheken: Konzepte einer historischen Publikations Form (Stendaler Winckelmann-Forschungen 8). Mainz, Franz Philipp Rutzen Publ., 2009. 196 p. (in German).
- 15. Kuttner A. Cabinet Fit for a Queen: The Λιθικά as Posidippus’ Gem Museum. The New Posidippus. A Hellenistic Poetry Book. K. Gutzwiller (ed.). Oxford, Oxford University Press, 2005, pp. 141–163.
- 16. La Monica D. Battista Franco, Enea Vico e le stampe dei cammei Grimani. Annali della Scuola Normale Superiore di Pisa. Classe di Lettere e Filosofia, 2014, serie 5, vol. 6/2, pp. 781–810, 887–903 (in Italian).
- 17. La Monica D. Iconografie antiche o all’antica nella collezione glittica Grimani. Annali della Scuola Normale Superiore di Pisa. Classe di Lettere e Filosofia, 2015, serie 5, vol. 7/1, pp. 85–102 (in Italian).
- 18. La Monica D. Antico e moderno nella collezione glittica Grimani. Rendiconti dell’Accademia Nazionale dei Lincei, Classe di Scienze morali, storiche, filologiche, 2016, serie 9, vol. 27/2, pp. 71–109 (in Italian).
- 19. Lemburg-Ruppelt E. Die berühmte Gemma Mantovana und die Antikensammlung Grimani in Venedig. Xenia. Semestrale di Antichità, 1981, vol. 1, pp. 85–108 (in German).
- 20. Lemburg-Ruppelt E. Zur Entstehungsgeschichte der Cameen-Sammlung Grimani: Gemeinsamkeiten mit dem Tesoro Lorenzo de‘ Medici. Rivista di Archeologia, 2002, vol. 26, pp. 86–114 (in German).
- 21. Megow W. R. Zu einigen Kameen späthellenistischer und frühaugusteischer Zeit. Jahrbuch des Deutschen Archäologischen Instituts, 1985, vol. 100, pp. 445–496 (in German).
- 22. Micheli M. E. Gemmae Magicae. Platonismus und Esoterik in byzantinischem Mittelalter und italienischer Renaissance. Bibliotheca Chaldaica, vol. 3. H. Seng (ed.). Heidelberg, Universitätsverlag Winter Publ., 2013, pp. 175–194 (in Italian).
- 23. Micheli M. E. Dactyliothecae romanae: tra publica magnificentia e privata luxuria. Rendiconti dell’Accademia Nazionale dei Lincei, Classe di Scienze morali, storiche, filologiche, 2016, serie 9, vol. 27/1, pp. 73–113 (in Italian).
- 24. Neverov O. Gemme dalle collezioni Medici e Orsini. Prospettiva, 1982, vol. 29, pp. 2–13 (in Italian).
- 25. Neverov O. La serie dei ‘Cammei e gemme antichi’ di Enea Vico e i suoi modelli. Prospettiva, 1984, vol. 37, pp. 22–32 (in Italian).
- 26. Plantzos D. Hellenistic Cameos: Problems of Classification and Chronology. Bulletin of the Institute of Classical Studies of the University of London, 1996, vol. 41, pp. 115–131.
- 27. Plantzos D. Hellenistic Engraved Gems. Oxford, Clarendon Press, 1999. 148 p.
- 28. Pray Bober Ph. Appropriation Contexts: Decor, Furor bacchicus, Convivium. Antiquiy and Its Interpreters. A. Payne; et al. (eds.). Cambridge Mass., Cambridge University Press, 2000, pp. 229–243.
- 29. Sperti L. Temi ovidiani nella libreria sansoviniana a Venezia. Eidola. International Journal of Classical Art History, 2011, vol. 8, pp. 155–178 (in Italian).
- 30. Thomas R. Hellenistische Wurzeln römischer Herrscherikonographie. Zur Alexanderangleichung des Augustus. Jahrbuch des Deutschen Archäologischen Instituts, 1995, vol. 110, pp. 367–403 (in German).
- 31. Vettori F. Dissertatio glyptographica sive Gemmae duae vetustissimae. Romae, Tipis Zempelianis Publ., 1739. 129 p. (in Latin).
- 32. Vollenweider M. L. Die Steischneidekunst und ihre Künstler in spätrepublikanischer und augusteischer Zeit. Baden Baden, Bruno Grimm Publ., 1966. 148 p. (in German).
- 33. Yuen T. Giulio Romano, Giovanni da Udine and Raphael: Some Influences from the Minor Arts of Antiquity. Journal of the Warburg and Courtauld Institutes, 1979, vol. 42, pp. 263–272.
- 34. Yuen T. Glyptic Sources of Renaissance Art. Engraved Gems. Survivals and Revivals (Studies in History of Art 32). C. M. Brown (ed.). Washington, University Press of New England, 1997, pp. 136–157.
|