Заголовок | В поисках контекста греческих «оригиналов»: статуя Сатира, наливающего вино,в Афинах | ||||||||
Автор | Сюрте Э. | a.surtees@uwinnipeg.ca | |||||||
Сведения об авторе | Сюрте Эллисон — Ph. D., доцент. Университет Виннипега, Портидж авеню,515, Виннипег, Манитоба, Канада, R3B 2E6. | ||||||||
В рубрике | Искусство и художественная культура Древнего мира. Археологический памятник и произведение искусства — общее и особенное, различия и взаимосвязь | DOI | 10.18688/aa177-1-12 | ||||||
Год | 2017 | Номер сборника | 7 | Страницы | 110–118 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 7.032 | Индекс ББК | 85.133(0)32 | ||||
Аннотация |
Изучение греческой скульптуры имеет продолжительную и непростую историю: от Винкельмановских рассуждений о «расцвете и закате» античного искусства и Фуртвенглеровского поиска греческих оригиналов на основе анализа римских копий (Kopienkritik) до отрицания греческого контекста и оформившейся в конце ХХ столетия сосредоточенности части научного сообщества наримской контекстуализации. Хотя у адептов трех позиций в корне различались задачи и подходы к ихрешению, в центре внимания всех всегда оказывался культ античного художника. Автор статьи отходитот проблемы авторства и на примере статуи Сатира, наливающего вино, обращается именно к контекстной стороне вопроса. Появление этого статуарного типа, известного только в римских копиях, всегда связывалось с именем Праксителя — скульптора, творившего в IV в. до н. э. Такая атрибуция была основана на данных письменных источников и стилистическом анализе при сопоставлении с другими копиями римского времени. В статье статуя переосмысливается исключительно с позиций учёта подлинных греческих археологических свидетельств, относящихся к самой статуе и к решению о ее атрибуции. Внимание автора сосредоточено на композиции скульптуры, позе и иконографии персонажа. Подобный анализ представляет убедительные аргументы в пользу реального существования в IV в.до н. э. прототипа для известных сегодня римских копий. Более того, сопоставление статуи с известной почти исключительно по аттическим вазовым росписям иконографией сатиров классического времени подтверждает её точное «попадание» в иконографические схемы IV в. до н. э. в самом широком смысле.Таким образом, появляется возможность поместить Сатира в конкретный «художественный пейзаж» классической Греции, т. е. в общий контекст с теми произведениями искусства, датировка которых бесспорна. Контекстный анализ позволяет выдвинуть исследование за пределы стилистического анализаи художественной атрибуции и начать рассматривать произведение как неотъемлемую часть визуального ландшафта классических Афин с тем, чтобы точнее определить значение произведения и самой фигуры сатира в более широком смысле. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Сюрте Э. В поисках контекста греческих «оригиналов»: статуя Сатира, наливающего вино,в Афинах // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 7 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. С. 110–118. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa177-1-12 | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | английский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|