Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa177-1-11
Заголовок Аэтион, художник эпохи Александра
Автор email antoniocorso@hotmail.com
Сведения об авторе Корсо Антонио — Ph. D., профессор, специалист-исследователь. Итальянская археологическая школа в Афинах, Парфенонос, 14–16, Афины, Греция, GR 11742. padua_athens@yahoo.it илиantoniocorso@hotmail.com
В рубрике Искусство и художественная культура Древнего мира. Археологический памятник и произведение искусства — общее и особенное, различия и взаимосвязь DOI10.18688/aa177-1-11
Год 2017 Номер сборника 7 Страницы 103109
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.032 Индекс ББК 85.103(0)32
Аннотация

Статья посвящена выдающемуся художнику античности, расцвет творчества которого относится к IV в. до н. э. Этот живописец и скульптор никогда прежде не становился объектом пристального научного внимания, тем не менее детальное изучение связанных с его именем материалов позволяет в общих чертах обрисовать его биографию и составить представление хотя бы о нескольких его работах. Он родился в Амфиполе, главной работой раннего периода его творчества стала живописная триада Дионис, Комедия и Трагедия. Не исключено, что именно это произведение легло в основу скульптурного изображения трех этих же персонажей, исполненного для храма Диониса на Фасосе,неподалеку от Амфиполя. Поворотной датой в жизни художника стал 324 г. до н. э., когда он принял участие в состязании живописцев в Олимпии, и судьи элланодики присудили ему победу. Аэтион не только стал победителем, но и женился на дочери главы судейской коллегии. Сюжет картины, принесшей живописцу победу, — свадьба Александра и Роксаны, —по всей видимости, послужил ему пропуском в круги, близкие к правящей македонской династии. Работа приобрела широкую известность и, вполне возможно, стала источником вдохновения для создания стенной росписи на Делосе. В дальнейшем именно Аэтион мог стать автором скульптур и росписей гробницы Каста близ Амфиполя, относящейся примерно к 320 г. до н. э. Фигуры сфинксов и кариатид амфипольской гробницы стилистически близки фигурам Диониса и Комедии из храма на Фасосе. Кроме того, создатель амфипольских росписей, следуя традиции, использовал только четыре канонических цвета, а из письменных источников известно, что Аэтион придерживался тетрахромии. И, наконец, эпиграммы, в которых говорится о фигуре, созданной рукой этого мастера, очень точно описывают изображение на рельефе постамента для статуи льва, воздвигнутой над гробницей.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Корсо А. Аэтион, художник эпохи Александра // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 7 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. С. 103–109. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa177-1-11
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • 1. Bravi A. Griechische Kunstwerke im politischen Leben Roms und Konstantinopels. Berlin, De Gruyter Publ., 2014. 357 p. (in German).
  • 2. Corso A. Sugli Agoni di artisti nella Grecia classica. Rendiconti dei Lincei, 2016, no. 27, pp. 115–127 (in Italian).
  • 3. Corso A. The Sculptures of the Tumulus Kasta near Amphipolis. Journal of Intercultural and Interdisciplinary Archaeology, 2015, no. 2, pp. 197–226.
  • 4. de Meneses U. T. B. Essai de lecture sociologique de la decoration murale des maisons d’habitation hellenistiques a Delos. Dialoghi di Archeologia, 1984, no. 2, pp. 77–88 (in French).
  • 5. Grandjean Y.; Salviat Y. Odigos tis Thasou. Athens, French School at Athens Publ., 2012. 385 p.
  • 6. Kalaitzi M. Figured Tombstones from Macedonia. Oxford, Oxford University Press Publ., 2016. 288 p.
  • 7. Mielsch H.; Lehmann L. Aetion. Der neue Overbeck, 2014, vol. 4, pp. 257–263.