Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa177-1-9
Заголовок Незамеченное свидетельство о трагедии Софокла «Федра»
Автор email ulenspiegel@mail.ru
Сведения об авторе Жижина-Гефтер Вера Борисовна — магистр филологии, библиотекарь. Государственный Эрмитаж, Дворцовая наб., д. 34, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191186.
В рубрике Искусство и художественная культура Древнего мира. Археологический памятник и произведение искусства — общее и особенное, различия и взаимосвязь DOI10.18688/aa177-1-9
Год 2017 Номер сборника 7 Страницы 8995
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.032; 801.83 Индекс ББК 85.103(0)32
Аннотация

 В свете данных, полученных в конце XX в. благодаря новейшим открытиям в области папирологии, появилась возможность предложить однозначную трактовку для изображения на крышке апулийской пиксиды IV в. до н. э. (ныне в собрании музея Альтамиры): перед нами кульминационная сцена из недошедшей до нас трагедии Софокла «Федра», момент, когда героиня клеветнически обвиняет своего пасынка в насилии. Античная традиция знала две версии этого сюжета: письмо от Федры Тесею или же устный оговор Ипполита перед отцом; сохранившаяся трагедия Еврипида «Ипполит» предлагает первый вариант (с запиской), трагедия Сенеки «Федра» — второй. В то же время очевидно, что Сенека должен был опираться на какой-то греческий источник — тот же, который иллюстрирует разбираемое изображение. Поскольку из папирусного фрагмента hypothesis к погибшему «HyppolytusKalyptomenos» Еврипида явствует, что в этой трагедии Федра так же писала мужу письмо, единственным кандидатом остается «Федра» Софокла.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Жижина-Гефтер В. Б. Незамеченное свидетельство о трагедии Софокла «Федра» // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 7 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. С. 89–95. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa177-1-9
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Euripides. Hippolytos / Ed. introd. and comm. W. S. Barrett. — Oxford: Clarendon Press, 1964. — 453 p.
  • 2. Friedrich W. H. Euripidisches in der lateinischen Literatur // Hermes. — 1934. — Bd. 69. — S. 300–315.
  • 3. Grimal P. L’originalité de Sénèque dans la tragédie de Phédre // Revue des études latines. — 1963. — T. 41. — P. 297–314.
  • 4. Heldmann K. Senecas Phaedra und ihre griechischen Vorbilder // Hermes. — 1968. — Bd. 96. — S. 88–117.
  • 5. Herrmann L. Le théâtre de Sénèque (Thèse présentée pour le doctorat ès lettres). — Paris, 1924. — 585 p.
  • 6. Hiller E. De Sophoclis Phaedra et de Euripidis Hippolyto priore. — Bonn: Liber miscell. philol., 1864. — 48 p.
  • 7. Hutchinson G. O. Euripides’ Other Hippolytos // Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik. — 2004. — Bd. 149. — S. 15–29.
  • 8. Kalkmann A. De Hippolytis Euripideis quaestiones novae (Inaugural-Dissertation). — Bonnae, 1882. — 125 S.
  • 9. Leo F. Senecae tragoediae I: De Senecae tragoediis observationes criticae. — Berlin: Weidman, 1878. — 232 S.
  • 10. Lesky A. Griechische Literaturgeschichte. — Bern, München: Franke Verlag, 1963. — 975 S.
  • 11. Ley G. Placing Hippolytus Kalyptomenos // Eranos. — 1987. — Vol. 85. — P. 66–67.
  • 12. Linant de Bellefondes P. Hippolytos I // LIMC. — T. V, 1. — 1990. — P. 445–464.
  • 13. Luppe W. Die Hypothesis zum ersten Hippolytos (P. Mich. inv. 6222A) // Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik. — 1994. — Bd. 102. — S. 23–42.
  • 14. Luppe W. Nochmals zur Hypothesis des ersten Hippolytos // Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik. — 2003. — Bd. 143. — S. 23–26.
  • 15. Paratore E. Lo Ἱππόλυτος Καλυπτόμενος di Euripide e la Phaedra di Seneca: Discorso ai sordi // Studi classici in onore di Q. Cataudella. Vol. 1 / A cura di C. U. Crimi et al. Catania: Università degli Studi di Catania, 1972. — P. 303–346.
  • 16. Snell B. Scenes from Greek Drama. — Berkeley, Los Angeles: University of California Press, 1964. — 147 p.
  • 17. Sophoclea: Studies on the Text of Sophocles / H. Lloyd-Jones, N. G. Wilson (eds.). — Oxford: Clarendon Press, 1990. — 282 p.
  • 18. Swahn C.-W. De Hippolyto Senecae fabulae quaestiones (Dissertatio academica). — Holm, 1857. — 48 S.
  • 19. Taplin O. Pots & Plays: Interactions Between Tragedy and Greek Vase-Painting of the Fourth Century BC. — Los Angeles: Getty Publications, 2007. — 320 p.
  • 20. Trendall A. D., Webster T. B. L. Illustrations of Greek Drama. — London: Phaidon, 1971. — 159 p.
  • 21. Tragicorum Graecorum fragmenta. — Vol. 5: Euripides / R. Kannnicht (ed.). P. 1–2. — Göttingen, Vandenhoeck & Ruprecht, 2004. — 583 S.
  • 22. Webster T. B. L. An Introduction to Sophocles. — London: Methuen, 1969. — 220 p.
  • 23. Webster T. B. L. Monuments Illustrating Tragedy and Satyr Play. — London: Institute of Classical Studies, 1967. — 203 p.
  • 24. Weil H. Sept tragédies d’Euripide. 3ème éd. — Paris: Hachette, 1905. — 808 p.
  • 25. Welcker F. G. Die griechischen Tragödien mit Rücksicht auf den epischen Cyclus geordnet. — Bd. 1. — Bonn: Weber, 1839. — 436 S.
  • 26. Wilamowitz-Moellendorff U. von. Analecta Euripidea. — Hildesheim: Borntraeger, 1875. — 256 p.
  • 27. Zintzen C. Analitisches Hypomnema zu Seneca’s Phaedra. — Meisenheim: Anton Hain, 1960. — 145 S.
  • 28. Zwierlein O. Lucubrationes philologae. — Bd. 1. — Berlin; New York: Walter de Gruyter, 2004. — 781 S.
  • 29. Zwierlein O. Senecas Phaedra und ihre Vorbilder. — Mainz; Stuttgart: Akademie der Wissenschaften und der Literatur, 1987. — 93 S.