Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa177-1-8
Заголовок Мастер Тишины: новое «имя» в истории вазописи керченского стиля
Автор email robojat@gmail.com
Сведения об авторе Васько Дмитрий Сергеевич — сотрудник Отдела античного мира. Государственный Эрмитаж, Дворцовая наб., д. 34, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191186.
В рубрике Искусство и художественная культура Древнего мира. Археологический памятник и произведение искусства — общее и особенное, различия и взаимосвязь DOI10.18688/aa177-1-8
Год 2017 Номер сборника 7 Страницы 7888
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.032(38) Индекс ББК 85.103(0)32
Аннотация

В статье предпринята попытка дополнить существующую ныне классификацию поздней аттической краснофигурной керамики путем идентификации неизвестного ранее вазописца керченского стиля. Отличительным признаком манеры его письма является скупая прорисовка лиц (зачастую на них даже не обозначены рты) персонажей на оборотных сторонах сосудов, поэтому для вазописца предложено условное имя — Мастер Тишины. Ему предложено атрибутировать 20 пелик, которые были распределены по четырем размерно-сюжетным группам. Затронута проблема интерпретации сюжетов росписей отдельных сосудов. Время работы Мастера Тишины определено серединой — третьей четвертью IV в. до н. э. Расписанные им сосуды изготавливались на экспорт: отдельные экземпляры были найдены в Олинфе, Карии и на Лесбосе, но главным рынком сбыта было Северное Причерноморье, где было найдено пятнадцать пелик из двадцати. Обнаружено значительное сходство сюжетов и композиций росписей в работах Мастера Афины 1472 и Группы Г. Мастер Тишины был заурядным вазописцем, повторявшим уже найденные и распространенные к тому моменту композиционные и художественные решения, характерные для массовой керамики керченского стиля.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Васько Д. С. Мастер Тишины: новое «имя» в истории вазописи керченского стиля // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 7 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. С. 78–88. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa177-1-8
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Арсентьева Е. И. Аттические краснофигурные леканиды с изображением женских голов // СГЭ. — Т. LXIII. — СПб., 2005. — С. 71–76.
  • 2. Ашик А. Б. Воспорское царство с его палеографическими и надгробными памятниками, расписными вазами, планами, картами и видами. — Ч. III. — Одесса: Тип. Т. Неймана и Ко., 1849. — 96 с.
  • 3. Беккер П. В. Керчь и Тамань в июле месяце 1852 года // Пропилеи: сб. статей по классической древности. — Кн. III. — М.: Тип. Каткова и Ко, 1858. — С. 349–382.
  • 4. Васько Д. С. Мастер Афины 1472: новые атрибуции // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. — Вып. 6. / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: НП-Принт, 2016. — С. 31–41. URL: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-1-3 (дата обращения: 17.01.2017).
  • 5. Васько Д. С. Понятие «Керченский стиль» как терминологическая проблема в изучении античной вазописи // Архитектон: известия вузов. — 2015. — № 2 (50). URL: http://archvuz.ru/2015_2/20 (дата обращения: 27.01.2017).
  • 6. Вдовиченко И. И., Турова Н. П. Античные расписные вазы из собрания Ялтинского историко-литературного музея // Боспорские исследования. — Вып. XIV. Симферополь; Керчь, 2006. — 224 с.
  • 7. Лукьянов С. С., Гриневич Ю. П. Керченская кальпида 1906 года и поздняя краснофигурная живопись // МАР. — Т. 35. — Пг.: Тип. Главного Управления Уделов, 1915. — 144 с.
  • 8. Отчет Археологической комиссии за 1913–1915 годы. — СПб.: Девятая гос. тип., 1918. — 295 с.
  • 9. Хамула Д. В. Эллинистические представления о смерти в росписи ваз из Северного Причерноморья // Вісник ХДАДМ. — 2008. — № 13.— С. 112–125.
  • 10. Ходза Е. Н. Терракотовый бюст из Пантикапея: попытка интерпретации // Античное Причерноморье. — СПб.: Изд-во ГЭ, 2000. — С. 192–216.
  • 11. Шталь И. В. Свод мифо-эпических сюжетов античной вазовой росписи по музеям Российской Федерации и стран СНГ (пелики, IV в. до н. э., керченский стиль). — М.: ОЛМА-Пресс, 2000. — 224 с.
  • 12. Ягги О., Лазенкова Л. Аттические краснофигурные вазы IV в. до н. э.: из собр. Керч. ист.-культур. заповедника. — Киев: Мистецтво, 2012. — 344 с.
  • 13. Archontidou A., Acheilara L. Archaeological Museum of Mytilene / 20th Ephorate of Prehistoric & Classical Antiquities. — Mytilene, 1999. — 159 p.
  • 14. BAPD — Classical Art Research Centre Extensible Database. URL: http://www.beazley.ox.ac.uk/xdb/ASP/ default.asp (дата обращения: 27.01.2017).
  • 15. Beazley J. D. Attic Red-figure Vase-Painters. — Oxford: Clarendon Press, 1963. — 2036 p.
  • 16. Compte-rendu de la Commission Impériale Archéologique: pour l’année 1875. Atlas. — Saint Petersburg.: Impr. de l’Académie Impériale des sciences, 1878. — 7 pl.
  • 17. Ducati P. Saggio di studio sulla ceramica attica figurata del secolo 4 av. Cr. // Memorie della R. Academia dei Lincei, Classe di scienze morali, storiche e philologiche. Serie quinta. — Vol. XV. — Fasc. III. — Roma: Tipografia della R. Academia dei Lincei, 1916. — Р. 211–368.
  • 18. Greeks on the Black Sea: Ancient Art from the Hermitage. Catalogue of the exhibition /Ed. A. A. Trofimova. — Los Angeles: J. Paul Getty Museum, 2007. — 307 p.
  • 19. Hancarville P. F. H. Collection of Etruscan, Greek, and Roman Antiquities from the Cabinet of the Hon’ble. Wm. Hamilton His Britannic Majesty’s Envoy Extraordinary and Plenipotentiary at the Court of Naples. — Vol. 2. — Naples: Morelli, 1770. — 409 p.
  • 20. Hoyt S. A. Masters, Pupils and Multiple Images in Greek Red-Figure Vase-Painting: Diss. — Ohio, 2006. — 226 p.
  • 21. Kizil A. Some Kerch-Type Pelikai from Mylasa // SOMA 2009: Proceedings of the XIII Symposium on Mediterranean Archaeology: BAR International Series 2200. — Oxford: Archaeopress, 2011. — P. 1–11.
  • 22. Klinger S. A “Kerch” Vase in the Israel Museum // The Israel Museum Journal. — Vol. XV. — Jerusalem, 1997. — P. 35–44.
  • 23. Kogioumtzi D. Untersuchungen zur attisch-rotfigurigen Keramikproduktion des 4. Jhs. v. Chr. (Unveröffentlichte Diss.). — Würzburg, 2004. — 347 S.
  • 24. Langner M. Werkstatt, Gruppierung, Richtung: Die Produzenten spätrotfiguriger Keramik aus Athen // Töpfer Maler Werkstatt. Zuschreibungen in der griechischen Vasenmalerei und die Organisation antiker Keramikproduktion / Hrsg. N. Eschbach; S. Schmidt / CVA, Beiheft VII. — München: Beck, 2016. — S. 139–148.
  • 25. Langner M. Amazonen auf Kertscher Vasen. Wechselnde Blickwinkel auf ein populäres Bildmotiv // Amazonen zwischen Griechen und Skythen. Gegenbilder in Mythos und Geschichte, Beiträge zur Altertumskunde 310 / Hrsg. Ch. Schubert, A. Weiß. — Berlin, De Gruyter Publ., 2013. — S. 221–257.
  • 26. Langner M. Grundlagen der Chronologie spätrotfiguriger Vasen aus Athen // BABesch. — 2013. — Bd. 88.— S. 127–170.
  • 27. Le musée du Louvre : Atlas base des oeuvres exposées. URL: http://cartelfr.louvre.fr/cartelfr/visite?srv=car_not_frame&idNotice=7753&langue=fr (дата обращения: 27.01.2017).
  • 28. Passeri G. B. Picturae Etruscorum In Vasculis: Nunc Primum In Unum Collectae, Explicationibus Et Dissertationibus Inlustratae. — Vol. 3. — Rome: Typ. Johannis Zempel, 1775. — 451 p.
  • 29. Robinson D. M. Excavations at Olynthus. — Part XIII: Vases Found in 1934 and 1938. — Baltimore: the Johns Hopkins Press, 1950. — 463 p.
  • 30. Schefold K. Untersuchungen zu den Kertscher Vasen // Archäologische Mitteilungen aus Russischen Sammlungen, Bd. IV. — Berlin; Leipzig: Walter de Gruyter & Co., 1934. — 162 S.
  • 31. Sidorova N., Tugusheva O. CVA, Russia 6. Pushkin State Museum of Fine Arts. Moscow. Attic Red-Figured Vases. — Roma: “L’Erma” di Bretschneider, 2003. — 160 p.
  • 32. Sutton R. The Invention of the Female Nude: Zeuxis, Vase-Painting, and the Kneeling Bather // Athenian Potters and Painters II. — Oxford: Oxbow Books, 2009. — P. 270–279.
  • 33. Ακαμάτης Ν. Ερυθρόμορφη πελίκη του Ζωγράφου της Γαμήλιας Πομπής στο Αρχαιολο-γικό Μουσείο της Πέλλας // Ηχάδιν Ι. Τιμητικός τόμος για τη Σ. Δρούγου / επιμ. Μ. Γιαννοπούλου, Χ. Καλλίνη. Αθήνα: 2016. — Σ. 100–114.
  • 34. Σγουροπούλου Χ. Η εικονογραφία των γυναικείων κεφαλών στα αγγεία του Κερτς // ΑΔ. — 2000. — 55.— Σ. 213–234.