Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa177-1-7
Заголовок |
Хоры в аттической вазописи VI–V веков до н. э. |
Автор |
Кулишова О. В.; Карпюк С. Г. |
email |
o.kulishova@spbu.ru |
Сведения об авторе |
Кулишова Оксана Викторовна — доктор исторических наук, профессор.Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034. o.kulishova@spbu.ru
Карпюк Сергей Георгиевич — доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник. Институт всеобщей истории Российской академии наук, Ленинский пр., д. 32а, Москва, Российская Федерация,119334. oxlos@yandex.ru |
В рубрике |
Искусство и художественная культура Древнего мира. Археологический памятник и произведение искусства — общее и особенное, различия и взаимосвязь |
DOI | 10.18688/aa177-1-7 |
Год |
2017 |
Номер сборника |
7 |
Страницы |
69–77 |
Тип статьи |
Научная статья |
Индекс УДК |
7.032; 94(38) |
Индекс ББК |
85.103(0)32 |
Аннотация |
В статье рассматриваются особенности древнегреческой вазописи как важного типа источников по истории и материальной культуре античной драмы. Данная проблема активно обсуждалась в научной литературе последних десятилетий, следует упомянуть важнейшие монографии Дж. Грина, О. Тэплина, Э. Ксапо и др. В центре внимания авторов — группа аттических ваз 560–480 гг.до н. э., которые относятся ко времени зарождения древнегреческого театра. На них представлены процессии в различных костюмах (петухов, фантастических птиц, всадников на лошадях, наездниковна дельфинах и страусах и др.), которые заставляют вспомнить «Птиц» и «Всадников» Аристофана. Особое внимание в статье уделяется изображениям «хоров всадников» на вазах из Берлина, Бостона, Нью-Йорка и др. Анализ данных изображений позволяет подчеркнуть не только религиозный, но и социально-культурный аспект комоса, с которым они связаны, и рассмотреть истоки комедии и драматического перформанса в контексте симпосиальной культуры греческой аристократии архаического и раннеклассического времени, обозначив рассматриваемые сюжеты на вазах как элемент групповой самоидентификации в афинском аристократическом обществе. |
Ключевые слова |
|
Библиографическая ссылка |
Кулишова О. В.; Карпюк С. Г. Хоры в аттической вазописи VI–V веков до н. э. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 7 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. С. 69–77. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa177-1-7
|
|
Полный текст статьи |
Язык статьи |
русский |
Список цитируемой литературы |
- 1. Карпюк С. Г. Политическая ономастика классических Афин в надписях V–IV вв. до н. э. // ВДИ. — 2003. — № 3. — С. 4–35.
- 2. Кулишова О. В. Античный театр: организация и оформление драматических представлений в Афинах V в. до н. э. — СПб.: Гуманитарная академия, 2014. — 320 с.
- 3. Кулишова О. В. Хор в древнегреческом театре V в. до н. э. // Маска и театр в зрелищной культуре античного мира: сборник научных статей / Под ред. О. В. Кулишовой, А. Д. Пантелеева. — СПб.: Институт истории СПбГУ, 2015. — С. 36–51 (Труды исторического факультета СПбГУ. Т. 23).
- 4. Суриков И. Е. Комментированное издание фрагментов стихов Солона (Noussia-Fantuzzi M. Solon the Athenian, the Poetic Fragments. Leiden; Boston: Brill, 2010) // Studia historica. — 2015. — Вып. XIV. — С. 194–210.
- 5. Bieber M. History of the Greek and Roman Theater. — Princeton: Princeton University Press, 1961. — 343 p.
- 6. Braund D., Hall E. Gender, Role and Performer in Athenian Theatre Iconography: A Masked Tragic Chorus with Kalos and Kale Captions from Olbia // Journal of Hellenic Studies. — 2014. — Vol. 134. — P. 1–11.
- 7. Broken Laughter. Select Fragments of Greek Comedy / Olson S. D. (ed.) — Oxford: Oxford University Press, 2007. — 476 p.
- 8. Camp II J. McK. Horses and Horsemanship in the Athenian Agora. — Athens: American School of Classical Studies in Athens, 1998. — 40 p.
- 9. Csapo E. Actors and Icons of the Ancient Theater. — Oxford: Wiley–Blackwell, 2010. — 248 p.
- 10. Davies J. K. Athenian Propertied Families, 600–300 BC. — Oxford: Clarendon Press, 1971. — 653 p.
- 11. Green J. R. A Representation of the Birds of Aristophanes // Greek Vases in the J. Paul Getty Museum. 2. — Malibu, Ca.: The Museum Publ., 1985. — P. 95–118.
- 12. Green J. R. On Seeing and Depicting the Theatre in Ancient Athens // GRBS. — 1991. — Vol. 32. — P. 15–50.
- 13. Green J. R. Theatre in Ancient Greek Society. — London; New York: Routledge Publ., 1994. — 256 p.
- 14. Greifenhagen A. Delphinreiter auf einem Psykter des Oltos // Pantheon. — 1965. — Vol. 23. — S. 1–7.
- 15. Inscriptional Records for the Dramatic Festivals in Athens. IG II2 2318–2325 and Related Texts / Millis B. W., Olson S. D. (eds.). — Leiden; Boston: Brill, 2012. — 238 p.
- 16. Lissarrague F. Around the Krater. An Aspect of Banquet Imagery // Sympotica: A Symposium on the Symposion / O. Murray (ed.). — Oxford: Clarendon Press, 1990. — P. 196–209.
- 17. Pickard-Cambridge А. W. Dramatic Festivals of Athens. 2nd ed., rev. / with suppl. by J. Gould, D. Lewis. — Oxford: Clarendon Press, 1988. — 472 p.
- 18. Poppelreuter J. De comoediae atticae primordiis particulae duae: Diss. — Berlin: R. Heinrich Publ., 1893. — 95 p.
- 19. Rothwell K. S. Jr. Nature, Culture, and the Origins of Greek Comedy: A Study of Animal Choruses. — Cambridge: Cambridge University Press, 2007. — 326 p.
- 20. Rusten J. Who “Invented” Comedy? The Ancient Candidates for the Origins of Comedy and the Visual Evidence // The American Journal of Philology. — 2006. — Vol. 127, 1. — Р. 37–66.
- 21. Sifakis G. M. Parabasis and Animal Choruses: A Contribution to the History of Attic Comedy. — London: Athlone Press, 1971. — 150 p.
- 22. Sympotica: A Symposium on the Symposion / Murray O. (ed.). — Oxford: Clarendon Press, 1990. — 351 p.
- 23. Taplin O. Comic Angels and Other Approaches to Greek Drama through Vase-Paintings. — Oxford: Clarendon Press, 1994. — 129 p.
- 24. Taplin O. Pots and Plays: Interactions between Tragedy and Greek Vase-Painting of the Fourth Century BC. — Los Angeles: Getty Publications, 2007. — 310 p.
|