Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-8-66
Заголовок |
«Старинная параноидная стена» Леонардо да Винчи в сюрреалистической фотографии. |
Автор |
Шик И. А. |
email |
ida.shik@bk.ru |
Сведения об авторе |
Шик Ида Александровна — специалист отдела научной документации. Государственный Эрмитаж, Дворцовая наб., д. 34, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 190000. |
В рубрике |
Мировое искусство XX–XXI веков |
DOI | 10.18688/aa166-8-66 |
Год |
2016 |
Номер сборника |
6 |
Страницы |
614–623 |
Тип статьи |
Научная статья |
Индекс УДК |
7.037.5;77.04 |
Индекс ББК |
85.16 |
Аннотация |
В статье анализируются ключевые стратегии репрезентации мотива «старинной параноидной стены» Леонардо да Винчи в работах фотографов-сюрреалистов и выявляется их связь с концептуальной программой движения. Автор выделяет три основных подхода к проблеме в сюрреалистической фотографии:
1) извлечение из визуального потока готовых изображений/легко считываемых форм, показывающих, как фактура стены участвует в создании образа;
2) репрезентация поверхности с богатой фактурой и случайными изображениями как эстетически самоценного объекта, близкого к абстракции;
3) использование живописной фактуры в качестве элемента произведения, обрастающего историко-культурными аллюзиями.
Автор считает, что работа с мотивом «старинной параноидной стены» дает фотографам-сюрреалистам возможность найти во внешнем мире ответы на внутренние запросы, а также исследовать процесс художественного творчества и ту роль, которую играет в нем случайность. Автор делает вывод, что снимки, обыгрывающие мотив «старинной параноидной стены», актуализируют такие важные для движения концепции, как чудесное, автоматизм, найденный объект, параноидально- критический метод, принцип визуальной аналогии. Автор заключает, что применение «уроков Леонардо» позволяет фотографам-сюрреалистам показать, что сюрреальность есть непосредственная часть самой реальности, нуждающаяся лишь в раскрытии и осмыслении.
|
Ключевые слова |
|
Библиографическая ссылка |
Шик И. А. «Старинная параноидная стена» Леонардо да Винчи в сюрреалистической фотографии. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 614–623. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-8-66
|
|
Полный текст статьи |
Язык статьи |
русский |
Список цитируемой литературы |
- Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. — М.: Медиум, 1996. — 240 с.
- Бретон А. Безумная любовь. — М.: Текст, 2006. — 188 с.
- Бретон А. Манифест сюрреализма // Поэзия французского сюрреализма: антология. — СПб.: Амфора, 2003. — С. 347–388.
- Дада и сюрреализм. Из собрания музея Израиля. Каталог выставки / Под ред. А. Камиен-Каждан. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2014. — 176 с.
- Леонардо да Винчи. о науке и искусстве. — СПб.: Амфора, 2006. — 414 с.
- Рыков А. В. Вокруг Леонардо да Винчи: модернизм, террор, грезы и метаистория // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. — 2015. — Вып. 4. — С. 98–108.
- Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм. — М.: Новое литературное обозрение, 2002. — 411 с.
- Хофман В. основы современного искусства: введение в его символические формы. — СПб.: Академический проект, 2004. — 560 с.
- Angels of Anarchy : Women Artists and Surrealism / P. Allmer (ed.). — Munich – Berlin – London – New York: Prestel Publishing, 2009. — 256 p.
- Brassai. From Cave to Factory Wall // Sayag A., Lionel-Marie A. Brassai: the Monograph. — Boston – New York – London, 2000. —292 p.
- Ernst M., Breton A., Eluard P. et al. Beyond Painting. — Chicago: Solar Books, 2009. — 174 p.
- Fijalkovsky K., Richardson M., Walker I. Surrealism and Photography in Chehoslovakia. — Farnham: Ashgate Publishing Ltd., 2013. — 198 p.
- Finkelstein H. Dali’s Paranoia-Criticism or The Exercise of Freedom // Twentieth Century Literature. —1975. — Vol. 21. — N 1: Essays on Surrealism. — P. 59–71.
- Foster H. Compulsive Beauty. — Cambridge: The MIT Press, 1993. — 313 p.
- Frederick Sommer in Context // The official site of National Gallery of Art, Washinton. URL:http://www.nga.gov/content/ngaweb/Collection/photographs/frederick-sommer.html (accessed: 29 December 2015).
- Hopkins D. After Modern Art 1945–2000. — London: Oxford University Press, 2000. — 288 p.
- Kachur L. Clarence John Laughlin, The Regionalist Surrealist // Journal of Surrealism and the Americas. — 2008. — Vol. 2. — N 2. — P. 209–226.
- Kemp W. Images of Decay: Photography in the Picturesque Tradition // October. — 1990. — Vol. 54. — P. 102–133.
- Krauss R. The Photographic Conditions of Surrealism // October. — 1981. — Vol. 19. — P. 3–34.
- Laughlin C. J. The Personal Eye. — New York: Aperture, 1973 — 132 p.
- Meek A. J. Clarence John Laughlin: Prophet without Honor. — Jackson: UP of Mississippi, 2007. — 218 p.
- Primus Z. Alois Nožička: komplementární svědectví = Complementary Evidence. — Praha: Kant, 2003. — 183 p.
- Srp K. Emila Medková. — Praha: Torst, 2005. — 154 p.
- Srp K. Jindřich Štyrský. — Praha: Torst, 2001. — 172 p.
- Warehime M. Brassai: Images of Culture and Surrealist Observer. — Baton Rouge: Louisiana State University Press, 1998. — 193 p.
|