Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-8-66
Заголовок «Старинная параноидная стена» Леонардо да Винчи в сюрреалистической фотографии.
Автор email ida.shik@bk.ru
Сведения об авторе Шик Ида Александровна — специалист отдела научной документации. Государственный Эрмитаж, Дворцовая наб., д. 34, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 190000.
В рубрике Мировое искусство XX–XXI веков DOI10.18688/aa166-8-66
Год 2016 Номер сборника 6 Страницы 614623
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.037.5;77.04 Индекс ББК 85.16
Аннотация

В статье анализируются ключевые стратегии репрезентации мотива «старинной параноидной стены» Леонардо да Винчи в работах фотографов-сюрреалистов и выявляется их связь с концептуальной программой движения. Автор выделяет три основных подхода к проблеме в сюрреалистической фотографии:

1) извлечение из визуального потока готовых изображений/легко считываемых форм, показывающих, как фактура стены участвует в создании образа;

2) репрезентация поверхности с богатой фактурой и случайными изображениями как эстетически самоценного объекта, близкого к абстракции;

3) использование живописной фактуры в качестве элемента произведения, обрастающего историко-культурными аллюзиями.

Автор считает, что работа с мотивом «старинной параноидной стены» дает фотографам-сюрреалистам возможность найти во внешнем мире ответы на внутренние запросы, а также исследовать процесс художественного творчества и ту роль, которую играет в нем случайность. Автор делает вывод, что снимки, обыгрывающие мотив «старинной параноидной стены», актуализируют такие важные для движения концепции, как чудесное, автоматизм, найденный объект, параноидально- критический метод, принцип визуальной аналогии. Автор заключает, что применение «уроков Леонардо» позволяет фотографам-сюрреалистам показать, что сюрреальность есть непосредственная часть самой реальности, нуждающаяся лишь в раскрытии и осмыслении.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Шик И. А. «Старинная параноидная стена» Леонардо да Винчи в сюрреалистической фотографии. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 614–623. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-8-66
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. — М.: Медиум, 1996. — 240 с.
  • Бретон А. Безумная любовь. — М.: Текст, 2006. — 188 с.
  • Бретон А. Манифест сюрреализма // Поэзия французского сюрреализма: антология. — СПб.: Амфора, 2003. — С. 347–388.
  • Дада и сюрреализм. Из собрания музея Израиля. Каталог выставки / Под ред. А. Камиен-Каждан. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2014. — 176 с.
  • Леонардо да Винчи. о науке и искусстве. — СПб.: Амфора, 2006. — 414 с.
  • Рыков А. В. Вокруг Леонардо да Винчи: модернизм, террор, грезы и метаистория // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. — 2015. — Вып. 4. — С. 98–108.
  • Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм. — М.: Новое литературное обозрение, 2002. — 411 с.
  • Хофман В. основы современного искусства: введение в его символические формы. — СПб.: Академический проект, 2004. — 560 с.
  • Angels of Anarchy : Women Artists and Surrealism / P. Allmer (ed.). — Munich – Berlin – London – New York: Prestel Publishing, 2009. — 256 p.
  • Brassai. From Cave to Factory Wall // Sayag A., Lionel-Marie A. Brassai: the Monograph. — Boston – New York – London, 2000. —292 p.
  • Ernst M., Breton A., Eluard P. et al. Beyond Painting. — Chicago: Solar Books, 2009. — 174 p.
  • Fijalkovsky K., Richardson M., Walker I. Surrealism and Photography in Chehoslovakia. — Farnham: Ashgate Publishing Ltd., 2013. — 198 p.
  • Finkelstein H. Dali’s Paranoia-Criticism or The Exercise of Freedom // Twentieth Century Literature. —1975. — Vol. 21. — N 1: Essays on Surrealism. — P. 59–71.
  • Foster H. Compulsive Beauty. — Cambridge: The MIT Press, 1993. — 313 p.
  • Frederick Sommer in Context // The official site of National Gallery of Art, Washinton. URL:http://www.nga.gov/content/ngaweb/Collection/photographs/frederick-sommer.html (accessed: 29 December 2015).
  • Hopkins D. After Modern Art 1945–2000. — London: Oxford University Press, 2000. — 288 p.
  • Kachur L. Clarence John Laughlin, The Regionalist Surrealist // Journal of Surrealism and the Americas. — 2008. — Vol. 2. — N 2. — P. 209–226.
  • Kemp W. Images of Decay: Photography in the Picturesque Tradition // October. — 1990. — Vol. 54. — P. 102–133.
  • Krauss R. The Photographic Conditions of Surrealism // October. — 1981. — Vol. 19. — P. 3–34.
  • Laughlin C. J. The Personal Eye. — New York: Aperture, 1973 — 132 p.
  • Meek A. J. Clarence John Laughlin: Prophet without Honor. — Jackson: UP of Mississippi, 2007. — 218 p.
  • Primus Z. Alois Nožička: komplementární svědectví = Complementary Evidence. — Praha: Kant, 2003. — 183 p.
  • Srp K. Emila Medková. — Praha: Torst, 2005. — 154 p.
  • Srp K. Jindřich Štyrský. — Praha: Torst, 2001. — 172 p.
  • Warehime M. Brassai: Images of Culture and Surrealist Observer. — Baton Rouge: Louisiana State University Press, 1998. — 193 p.