Заголовок | «Де Стейл» и русское искусство: Архипенко, ван Дуйсбург и Лисицкий; кубизм, элементаризм, проун. | ||||||||
Автор | Дойг А. | allan.doig@lmh.ox.ac.uk | |||||||
Сведения об авторе | Доиг Аллан — Ph. D., научный сотрудник, преподаватель, капеллан. Oксфордский университет, Леди Маргарет Холл, Норхем Гарденс, Oксфорд, OX2 6QA, Великобритания. | ||||||||
В рубрике | Мировое искусство XX–XXI веков | DOI | 10.18688/aa166-8-65 | ||||||
Год | 2016 | Номер сборника | 6 | Страницы | 606–613 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 7.038.11, 7.038.14, 7.038, 7.037.2 | Индекс ББК | 85.103(2), 85.103(3) | ||||
Аннотация |
С 1918 г. голландский художник Тео ван Дуйсбург, издатель авангардистского худо жественного журнала «Де Стиль», взаимодействовал с русским скульптором Александром Архипенко, жившим тогда в Париже. Архипенко имел существенное влияние на ван Дуйсбурга и иных художников, причастных к журналу. В 1920 г. ван Дуйсбург опубликовал в «Де Стиль» «Супрематический сказ про два квадрата, в шести конструкциях» Эля Лисицкого. он восторженно писал одному из друзей, что «архитекторы должны окружить себя подобными работами <...> и через них ощутить бесконечные пространственные возможности, одновременно приходя к пониманию этих возможностей на практике». Эль Лисицкий оказал раскрепощающее воздействие на развитие у ван Дуйсбурга принципов элементаризма, и тот мечтал совершить поездку в Россию. он отчетливо чувствовал бли- зость идей и работ Лисицкого, что подтвердилось, когда они встретились в апреле 1922 г. в Берлине. В следующем месяце на Интернациональном конгрессе прогрессивного искусства в Дюссельдорфе ван Дуйсбург, Лисицкий и Ханс Рихтер образовали союз под названием «Международная фракция конструктивистов», и затем, в июне, ван Дуйсбург опубликовал в «Де Стиль» статью Лисицкого «Проун» (дата и место издания обозначены как: Москва, 1920). Голландский радикальный художник испытал сильное влияние кубизма Архипенко в отношении художественной практики и конструктивизма Лисицкого в отношении теории. В продолжении года это влияние было весьма плодотворным и сказалось в появлении новых и новых архитектурных работ ван Дуйсбурга. однако очень скоро обозначившиеся различия привели его и Лисицкого к обоюдной критике, в 1926 г. ее отголоски стали известны общественности. С развитием проуна и элементаризма между ними произошел решительный разрыв. Период с 1920 по 1926 г. был переломным для обоих художников, и чрезвычайно важно исследовать произведения и теоретические сочинения ван Дуйсбурга и Лисицкого, дабы уяснить, что же было «на кону» в теории и в практике, когда между ними впервые обозначилось столь сильное взаимное отчуждение, в результате которого они впоследствии окончательно разошлись. Результат настоящего исследования уточнит наше видение этих потрясающих работ, созданных в горниле художественной революции. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Дойг А. «Де Стейл» и русское искусство: Архипенко, ван Дуйсбург и Лисицкий; кубизм, элементаризм, проун. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 606–613. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-8-65 | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | английский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|