Заголовок | Ренессансный вектор в творчестве Фердинанда Ходлера. | ||||||||
Автор | Штольдер Н. В. | n.shtolder@mail.ru | |||||||
Сведения об авторе | Штольдер Наталья Владимировна — кандидат искусствоведения, доцент. Российский государственный университет туризма и сервиса, Главная ул., д. 99, пос. Черкизово, Московская обл., Российская Федерация, 141221 | ||||||||
В рубрике | Искусство Нового времени | DOI | 10.18688/aa166-6-57 | ||||||
Год | 2016 | Номер сборника | 6 | Страницы | 532–541 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 75. 03, 75.035/.036 | Индекс ББК | 85.14 | ||||
Аннотация |
На рубеже XIX–XX вв. разновекторное обращение к искусству Ренессанса явилось одной из характерных особенностей европейских художественных исканий. Творческий метод швейцарского художника Фердинанда Ходлера (1853–1918) во многом был инспирирован идеями и достижениями этой эпохи, однако в переосмысленной форме, связанной с веяниями своего времени. В статье рассмотрен ряд сопоставлений и пересечений творчества Ходлера и искусства Ренессанса, выявляющих значение этого признанного, но малоизученного в России европейского мастера. В статье проанализированы живописные и некоторые графические произведения художника на фоне его теоретических высказываний, его теории параллелизма. Выявлены соотношения ходлеровских символистских холстов с фресками Джотто, Микеланджело и других художников Ренессанса, очевидные в монументально-декоративном подходе к построению пространства, в плане симметрии и объемно-пространственного решения формы. отмечено, что гуманистическая направленность ходлеровского видения и его пиетет к старым мастерам, а также идеи единства, подобия и повтора сформировались в пору обучения у Б. Менна. Кроме того, рассмотрены пересечения с североренессансными мастерами Гольбейном и Дюрером, например встреча с последним в области пространственно-конструктивного решения движения человеческой фигуры. Выявлено схождение этих мастеров разного времени в применении линии и силуэта, формирующих обобщенно-декоративный характер формы изображения. В результате исследования художник предстает как «ренессансная» личность в парадигме искусства рубежной эпохи. В творчестве Ходлера гармония человека и природы обнаруживается в парадоксальном схождении индивидуального реалистического изобразительного языка и латентных символистских смыслов. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Штольдер Н. В. Ренессансный вектор в творчестве Фердинанда Ходлера. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 532–541. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-6-57 | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|