Заголовок | Традиции Ренессанса в архитектуре неоклассицизма Италии во второй половине XVIII века. | ||||||||
Автор | Сансиева А. В. | sansieva_anna@mail.ru | |||||||
Сведения об авторе | Сансиева Анна Валерьевна — соискатель. университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991 | ||||||||
В рубрике | Искусство Нового времени | DOI | 10.18688/aa166-6-53 | ||||||
Год | 2016 | Номер сборника | 6 | Страницы | 500–507 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 72.035(4.10.1)4 | Индекс ББК | 85.11 | ||||
Аннотация |
Неоклассицизм в архитектуре Италии второй половины XVIII в. имел сложный синтез возможных истоков. В то время как Италия ощущала экономический и политический упадок, интеллигенция других европейских стран продолжала считать эти земли центром культуры и искусства. В архитектуре на смену уже не столь актуальному барокко не пришел какой-либо общий стиль, новую эпоху представлял ряд мастеров, чьи вкусы и направления рознились в зависимости от обстоятельств. Некоторые их них примыкали к академии, другие уезжали работать в европейские страны, где их принимали как наследников великих эпох Античности и Возрождения. Сами же итальянские архитекторы во второй половине XVIII в. не вливались в общий поток интернациональных стилей, среди которых уже фрагментарно присутствовал неоклассицизм. Их целью было сохранение сугубо национальной уникальности, восстановление исторического вектора, идущего от Античности через Ренессанс к барокко. Именно поэтому неоклассицизм для Италии стал направлением, в котором мастера не обращались к подражанию Античности, как это было в других европейских странах, но применяли аналитический подход, досконально изучая архитектуру эпохи Возрождения и только через нее, соответственно, Античность. Влияние Ренессанса на итальянских архитекторов второй половины XVIII в. условно можно разделить на два направления. К первому можно отнести так называемую «флорентийскую партию» — группу архитекторов и теоретиков, прибывавших в Рим из сердца Тосканского герцогства. Будучи наследниками не только эпохи Возрождения, но и его поздней стадии маньеризма, мастера использовали приемы театрализованности Бартоломео Амманати и других. Среди таких архитекторов были Фердинандо Фуга (представитель переходного этапа от барокко к неоклассицизму) и Алессандро Галилей, сумевший реализовать свои проекты в Англии. Другим направлением стала попытка мастеров внедряться в памятники Ренессанса, преобразовывать их, подвергая сомнению идеальность этой архитектуры и становясь соавторами известных построек. основным представителем здесь являлся Луиджи Ванвителли, создавший проекты реновации купола собора Святого Петра и перестройки церкви Санта Мария дельи Анджели в Риме. Oба направления подчеркивают общее настроение времени — поиск сохранения наследственной преемственности, связи сложной современности с золотой эпохой Возрождения. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Сансиева А. В. Традиции Ренессанса в архитектуре неоклассицизма Италии во второй половине XVIII века. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 500–507. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-6-53 | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|