Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-6-53
Заголовок Традиции Ренессанса в архитектуре неоклассицизма Италии во второй половине XVIII века.
Автор email sansieva_anna@mail.ru
Сведения об авторе Сансиева Анна Валерьевна — соискатель. университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991
В рубрике Искусство Нового времени DOI10.18688/aa166-6-53
Год 2016 Номер сборника 6 Страницы 500507
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 72.035(4.10.1)4 Индекс ББК 85.11
Аннотация

Неоклассицизм в архитектуре Италии второй половины XVIII в. имел сложный синтез возможных истоков. В то время как Италия ощущала экономический и политический упадок, интеллигенция других европейских стран продолжала считать эти земли центром культуры и искусства. В архитектуре на смену уже не столь актуальному барокко не пришел какой-либо общий стиль, новую эпоху представлял ряд мастеров, чьи вкусы и направления рознились в зависимости от обстоятельств. Некоторые их них примыкали к академии, другие уезжали работать в европейские страны, где их принимали как наследников великих эпох Античности и Возрождения. Сами же итальянские архитекторы во второй половине XVIII в. не вливались в общий поток интернациональных стилей, среди которых уже фрагментарно присутствовал неоклассицизм. Их целью было сохранение сугубо национальной уникальности, восстановление исторического вектора, идущего от Античности через Ренессанс к барокко. Именно поэтому неоклассицизм для Италии стал направлением, в котором мастера не обращались к подражанию Античности, как это было в других европейских странах, но применяли аналитический подход, досконально изучая архитектуру эпохи Возрождения и только через нее, соответственно, Античность. Влияние Ренессанса на итальянских архитекторов второй половины XVIII в. условно можно разделить на два направления. К первому можно отнести так называемую «флорентийскую партию» — группу архитекторов и теоретиков, прибывавших в Рим из сердца Тосканского герцогства. Будучи наследниками не только эпохи Возрождения, но и его поздней стадии маньеризма, мастера использовали приемы театрализованности Бартоломео Амманати и других. Среди таких архитекторов были Фердинандо Фуга (представитель переходного этапа от барокко к неоклассицизму) и Алессандро Галилей, сумевший реализовать свои проекты в Англии. Другим направлением стала попытка мастеров внедряться в памятники Ренессанса, преобразовывать их, подвергая сомнению идеальность этой архитектуры и становясь соавторами известных построек. основным представителем здесь являлся Луиджи Ванвителли, создавший проекты реновации купола собора Святого Петра и перестройки церкви Санта Мария дельи Анджели в Риме. Oба направления подчеркивают общее настроение времени — поиск сохранения наследственной преемственности, связи сложной современности с золотой эпохой Возрождения.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Сансиева А. В. Традиции Ренессанса в архитектуре неоклассицизма Италии во второй половине XVIII века. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 500–507. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-6-53
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. — М.: Азбука-классика, 2004. — 288 с.
  • Ciletti E. Corsini Rome, Regency Florence and the Last Medici Façade for San Lorenzo // Mitteilungen des Kunsthistorisches Institutes in Florenz. — Florenz: Max-Planck-Institut, 1988. — P. 479–518.
  • De Seta C. Luigi Vanvitelli. — Napoli: Electa Napoli, 1998. — 280 p.
  • Debenedetti E. L’architettura neoclassica. — Roma: Bagatto Libri, 2003. — 382 p.
  • Fichera F. Luigi Vanvitelli. — Roma: Reale Academia D’Italia, 1973. — 199 p.
  • Gurliett C. Geschichte des Barockstiles in Italien. — Stuttgart: Ebner & Seubert, 1887. — 378 S.
  • Kieven E. An Italian Architect in London: The Case of Alessandro Galilei (1691‒1727) // Architectural History. — 2008. — Vol. 51. — P. 1–31.
  • Kieven E. Von Bernini bis Piranesi. Römische Architekturzeichnungen des Barock. — Stuttgart: Hatje, 1993. — 285 S.
  • Matthiae G. Ferdinando Fuga e la sua opera romana. — Roma: Fratelli Palombi Editori, 1952. — 72 p.
  • Pane R. Ferdinando Fuga. — Napoli: Edizioni scientifiche italiane, 1956. — 130 p.
  • Storia dell’architettura italiana. Il Settecento. T. 1 / A cura di G. Curcio, E. Kieven. — Milano: Electa, 2000 — 800 p.
  • Toesca I. Un parere di Alessandro Galilei. — Roma, 1959. — 245 p.
  • Wittkower R. Art and architecture in Italy, 1600–1750. Vol. 3: Late Baroque and Rococo, 1675–1750. — London: Yale University Press Pelican History of Art, 1999. — 456 p.