Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-6-51
Заголовок «Батальная сцена» Яна ван Хухтенбурга в собрании Челябинского государственного музея изобразительных искусств
Автор email mahnovskaja@yandex.ru
Сведения об авторе Махновская Наталья Александровна — младший научный сотрудник. Челябинский государственный музей изобразительных искусств, пл. Революции, д. 1, Челябинск, Российская Федерация, 454091.
В рубрике Искусство Нового времени DOI10.18688/aa166-6-51
Год 2016 Номер сборника 6 Страницы 484491
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 75.044 Индекс ББК 85.14
Аннотация

«Батальная сцена» (холст, масло; 43 × 58 см) поступила в коллекцию Челябинского государственного музея изобразительных искусств из ГИМа в 1960 г. как картина неизвестного художника западной школы XVIII в., ранее находилась в собрании графини С. И. Чернышевой-Безобразовой в имении Ярополец. Позже произведение было отнесено к фламандской школе XVII в. Установление имени художника, которому может принадлежать авторство, предпринято впервые.В ходе исследований было проведено сравнение с картиной голландского художника-баталиста Яна ван Хухтенбурга «Битва при Рамильи между французами и союзниками 23 мая 1706 года» 1706– 1710 гг. из коллекции Рейксмузеума (Амстердам), сюжет, композиционное построение, специфика изображения фигур лошадей и всадников которой наряду с другими произведениями этого мастера со всей очевидностью позволяют отнести челябинский памятник к кругу этого художника.

Ян (Йохан) ван Хухтенбург (Jan van Huchtenburgh/Hugtenburg) — голландский художник-баталист, гравер и торговец картинами (1647–1733). Учился у Томаса Вейка. Состоял на службе у принца Евгения Савойского. Написал десять больших баталий с победами принца Савойского с 1697 по 1717 г. Работал под влиянием ван дер Мелена и Филипса Ваувермана. Предположительно сюжет челябинской картины относится к циклу изображения битв в Войне за испанское наследство 1701–1714 гг. по аналогии с голландским полотном «Битва при Рамильи».Были привлечены доступные технологические методы атрибуции: макрофотосъемка, микро- скопическое исследование, фотосъемка в инфракрасных лучах, рентгенографирование. Результаты технологических исследований подтверждены отечественными и зарубежными специалистами по голландской живописи в пользу авторства Яна ван Хухтенбурга.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Махновская Н. А. «Батальная сцена» Яна ван Хухтенбурга в собрании Челябинского государственного музея изобразительных искусств // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 484–491. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-6-51
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Бабина Н. Вновь определенная картина Яна ван Хухтенбурга // Сообщения Государственного Эрмитажа. — 1986. — [Вып.] LI. — С. 10–12.
  • Голландская и фламандская живопись XVII–XIX веков. челябинская областная картинная галерея. Каталог выставки / Сост. Г. С. Трифонова. — челябинск, 1984. — 18 с., илл.
  • Голыженков И., Степанов Б. Европейский солдат за 300 лет (1618–1918). Энциклопедия военного костюма. — М.: Изографус, ЭКСМо-Пресс, 2001. — 240 с., илл.
  • Государственный Эрмитаж. Западноевропейская живопись. Каталог 2. — Л.: Искусство, 1981. — 360 с., илл.
  • Греч А. Н. Венок усадьбы. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. — 336 с., илл.
  • Искусство Европы XVI–XIX веков. Западноевропейская живопись XVI–XIX веков в собрании челябинской областной картинной галереи. Каталог / Авт.-сост. Г. С. Трифонова. — Челябинск, 1995. — 42 с., илл.
  • Испанская наследственная война (1701–1714) // Военная энциклопедия: [в 18 т.] / Под ред. В. Ф. Но-вицкого [и др.]. — СПб.[-М.]: Тип. т-ва И. В. Сытина, 1911–1915.. — Т. 11. — 1913. — С. 61–73.
  • Максимова Т. В. Голландские живописцы XVII века и их немецкие имитаторы в XVIII столетии (вопросы стиля и технологии). — М.: Институт Наследия, 2002. — 256 с.: илл.
  • Максимова Т. В. Технология голландской живописи XVII века: деревянная и тканая основы. — М.: Институт Наследия, 2013. — 384 с.: илл.
  • Сененко М. Голландия XVII–XIX веков. Собрание живописи ГМИИ имени А. С. Пушкина. — М.: Галарт, 2000. — 500 с.: илл.
  • Слюнькова И. Н. частновладельческое градостроительство в России в XVIII – середине XIX в. // Архитектура русской усадьбы. — М.: Наука, 1998. — С. 174–198.
  • Соколова И. А. Картинная галерея П. П. Семенова-Тян-Шанского и голландская живопись на антикварном рынке Петербурга. — СПб.: Изд-во ГЭ, 2009. — 464 с.: илл.
  • Ярополец: лица, история, судьбы. Семейные хроники / Авт.-сост. Л. Б. Сомова. — М.: МАИ-Принт, 2011. — 640 с.: илл.
  • Allgemeines Lexicon der bildenden Kunstler. Thieme/Becker. Von der Antike bis zur Gegenwart. Vollmer. Zwanzigstes jahrhundert. Uber 250000 biographien auf einer CD. Mit Hinweisen zur Freischaltung der CD. — Leipzig: E. A. Seemann. — 2008. — S. 225–226.
  • Galleria Sabauda. URL: http://www.galleriasabauda.beniculturali.it/index.php/qr/227-quadri891 (accessed 29 January 2016).
  • Rijksmuseum. URL: https://www.rijksmuseum.nl/en/search/objects?q=jan+van+huchtenburg&p=2&p s=12&ii=10#/SK-A-4061,20 (accessed 23 January 2016).
  • Schreveli T. Harlemias, of Eerste Stichting der Stad Haarlem; Vermeerdert met Historiesche Aantekeningen tot den jaare 1750. — Te Haarlem, Gedrukt by Joannes Marshoorn, Boekverkooper, MDCCLIV. — 757 p.
  • The RKD — Netherlands Institute for Art History. URL: https://rkd.nl/en/explore/artists/record?query =Jan+van+Huchtenburg&start=1 (accessed 23 January 2016).