Заголовок | «Батальная сцена» Яна ван Хухтенбурга в собрании Челябинского государственного музея изобразительных искусств | ||||||||
Автор | Махновская Н. А. | mahnovskaja@yandex.ru | |||||||
Сведения об авторе | Махновская Наталья Александровна — младший научный сотрудник. Челябинский государственный музей изобразительных искусств, пл. Революции, д. 1, Челябинск, Российская Федерация, 454091. | ||||||||
В рубрике | Искусство Нового времени | DOI | 10.18688/aa166-6-51 | ||||||
Год | 2016 | Номер сборника | 6 | Страницы | 484–491 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 75.044 | Индекс ББК | 85.14 | ||||
Аннотация |
«Батальная сцена» (холст, масло; 43 × 58 см) поступила в коллекцию Челябинского государственного музея изобразительных искусств из ГИМа в 1960 г. как картина неизвестного художника западной школы XVIII в., ранее находилась в собрании графини С. И. Чернышевой-Безобразовой в имении Ярополец. Позже произведение было отнесено к фламандской школе XVII в. Установление имени художника, которому может принадлежать авторство, предпринято впервые.В ходе исследований было проведено сравнение с картиной голландского художника-баталиста Яна ван Хухтенбурга «Битва при Рамильи между французами и союзниками 23 мая 1706 года» 1706– 1710 гг. из коллекции Рейксмузеума (Амстердам), сюжет, композиционное построение, специфика изображения фигур лошадей и всадников которой наряду с другими произведениями этого мастера со всей очевидностью позволяют отнести челябинский памятник к кругу этого художника. Ян (Йохан) ван Хухтенбург (Jan van Huchtenburgh/Hugtenburg) — голландский художник-баталист, гравер и торговец картинами (1647–1733). Учился у Томаса Вейка. Состоял на службе у принца Евгения Савойского. Написал десять больших баталий с победами принца Савойского с 1697 по 1717 г. Работал под влиянием ван дер Мелена и Филипса Ваувермана. Предположительно сюжет челябинской картины относится к циклу изображения битв в Войне за испанское наследство 1701–1714 гг. по аналогии с голландским полотном «Битва при Рамильи».Были привлечены доступные технологические методы атрибуции: макрофотосъемка, микро- скопическое исследование, фотосъемка в инфракрасных лучах, рентгенографирование. Результаты технологических исследований подтверждены отечественными и зарубежными специалистами по голландской живописи в пользу авторства Яна ван Хухтенбурга. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Махновская Н. А. «Батальная сцена» Яна ван Хухтенбурга в собрании Челябинского государственного музея изобразительных искусств // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 484–491. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-6-51 | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|