Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-9-76
Заголовок Теория композиции Алексея Паршкова как поэтика универсального: истоки и параллели.
Автор email aphilippovs@gmail.com
Сведения об авторе Филиппов Алексей Евгеньевич — кандидат искусствоведения. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет», ул. Ставропольская, д. 149, г. Краснодар, Российская Федерация, 350040.
В рубрике Русское искусство XX–XXI веков DOI10.18688/aa166-9-76
Год 2016 Номер сборника 6 Страницы 698705
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.01:7.036 (470.62) Индекс ББК 85.14
Аннотация

Творчество А. А. Паршкова (род. 1947) известно как на Кубани, так и за ее пределами. Статья посвящена его теории композиции, которая прежде не изучалась критически. В основе композиционных построений А. Паршкова лежит тороидальная структура. По мнению автора теории, она является выражением геометрии пространства и мыслится по аналогии с полевыми и энергетическими процессами. Однако натурфилософия в данном случае имеет поэтический характер, становится основой универсальной метафоры. Сложившаяся в 1970-е гг., концепция А. Паршкова формировалась в интеллектуальной атмосфере, для которой характерен интерес к теории гештальта, структурализму и семиотике. Немаловажную роль для художника сыграло знакомство с русской иконой, увиденной через призму ее интерпретации П. Флоренским и Л. Жегиным. Теория композиции приобретает для живописного творчества А. Паршкова значение поэтики универсального и характер автопоэтики, позволяет увидеть образную и содержательную подоснову его работ. Среди параллелей теоретическому творчеству художника можно упомянуть иературы М. Шварцмана и теорию «чашно-купольного» пространства В. Стерлигова. Теория А. Паршкова представляет собой оригинальное авторское построение, в котором нашли отражение интеллектуальные и духовные тенденции 1970–1980-х гг.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Филиппов А.Е. Теория композиции Алексея Паршкова как поэтика универсального: истоки и параллели. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 698–705. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-9-76
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М.: Прогресс, 1974. — 392 с.
  • Владимир Стерлигов. «И после квадрата я поставил чашу...» Каталог. Статьи. Письма. — М.:Элизиум, 2010. — 336 с.
  • Волков Н. Н. Восприятие предмета и рисунка. — М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1950. — 506 с.
  • Геометрия природы Стерлигова. К 110-летию В. В. Стерлигова. Каталог выставки /Музей органической культуры; науч. ред. Ю. Б. Демиденко. — СПб.: НП-Принт, 2014. — 96с.
  • Герман М. А. Алексей Паршков: свобода быть собой // Антикварное обозрение. — 2005. — № 3. —С. 54–56. URL: http://www.artzal.ru/ru/publication/parskov.html (дата обращения 21.03.2015).
  • Жегин Л. Ф. Язык живописного произведения (Условность древнего искусства). — М.: Искусство, 1970. — 124 с.
  • Зайцев А. С. Наука о цвете и живопись. — М.: Искусство, 1986. — 158 с.
  • Искусство XX века. Государственная Третьяковская галерея. Постоянная экспозиция / Третьяковская галерея; отв. ред. Я. В. Брук. — М.: Галарт, 2000. — 32 с.
  • Кабаков И. И. 60–70-е... Записки о неофициальной жизни Москвы. — М.: Новое литературное обозрение, 2008. — 368 с.
  • Кабаков И. И. Семидесятые годы. Из воспоминаний Ильи Кабакова // Искусство. — 2011. — № 1. — С. 6–10.
  • Королева О. Диалог со временем / Статья к персональной выставке А. А. Паршкова. URL: http://artzal.ru/ru/publication/21021301.html (дата обращения 29.03.2015).
  • Лозовая Л. Я. Пространство В. Стерлигова: от супрематизма к чаше-куполу // Артикульт. Научный электронный журнал. — 2013. — № 10. — С. 4–18.
  • Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. Изд 1-е . — М.: Искусство, 1963. — 502 с.
  • Месяц С. В. Гете и его «учение о цвете» (вместо предисловия) // Месяц С. В. Иоганн Вольфганг Гете и его учение о цвете. — М.: Кругъ, 2012. — xxxii+464 с.
  • Михаил Шварцман. Каталог. — СПб.: Palace Editions, 2005. — 485 с.
  • Соколинская Т. Алексей Паршков и кубанское мироздание // Собранiе. — 2015. — № 1 — С. 74–81.
  • Теория Паршкова // Небо Кубани. — 2010. — № 54. — С. 70–73. URL: http://www.nebokubani.ru/zhurnal-nomer-54/teoriya-parshkova (дата обращения 21.03.2015).
  • Толстой А. Паршков Алексей Андреевич // Антикварное обозрение. — 2004. — № 4. — С. 20–21.
  • Третьяков Н. Н. Образ в искусстве. Основы композиции. — Свято-Введенская Оптина пустынь, 2001. — 264 с.
  • Успенский Б. А. К исследованию языка древней живописи // Жегин Л. Ф. Язык живописного про-
  • изведения (Условность древнего искусства). — М.: Искусство, 1970. — С. 4–34.
  • Успенский П. Д. Tertium Organum. Ключ к загадкам мира. — М.: Андреев и сыновья, 1992. — 242 с.
  • Фаворский В. А. Литературно-теоретическое наследие. — М.: Советский художник, 1988. — 588 с.
  • Филиппов А. Е. Теория композиции А. Паршкова и ее синестетические аспекты // Галеевские чтения: Материалы Международной научно-практической конференции «От синестезии к синтезу искусств» («Прометей» — 2015), 2–4 октября 2015 г. — Казань: Бриг, 2015. — С. 331–334.
  • Флоренский П. А. Обратная перспектива // Труды по знаковым системам, III [Ученые записки Тартуского гос. ун-та. Вып. 198]. — Тарту, Изд-во Тартуского гос. ун-та, 1967. — С. 381–416.