Заголовок | В поисках возвышенного: «Хождение по водам» И. К. Айвазовского (1849) из Государственного художественного собрания Королевского дворца в Сербии. | ||||||||
Автор | Борозан И., Борич. Т. | borozan.igor73@gmail.com | |||||||
Сведения об авторе | Борозан Игорь — Ph. D., ассистент. Белградский университет, чика Любина, 18‒20, 11000, Белград, Сербия. Борич Тияна — Ph. D., ассистент. Нишский университет, Кнегиние Любиче, 10, Ниш, Сербия, 18000. | ||||||||
В рубрике | Русское искусство XVIII–XIX веков | DOI | 10.18688/aa166-7-62 | ||||||
Год | 2016 | Номер сборника | 6 | Страницы | 578–584 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | - | Индекс ББК | 85.14 | ||||
Аннотация |
Не поддающаяся словесному выражению романтическая категория «возвышенного» увлекала и искушала знаменитого художника XIX столетия Ивана Константиновича Айвазовского. Свои размышления о нем он воплотил в многочисленных визуальных образах. Статья посвящена самому раннему известному варианту его картины «Хождение по водам» (1849), которая недавно была вновь открыта и представлена после реставрации и консервации в Государственном художественном собрании (Королевский дворец, Белград). Предложена попытка анализа этой своеобразной работы, в которой ночной пейзаж штормящего моря неожиданно стал выражением религиозной темы, поданной сквозь призму внутреннего мира художника, его мыслей, мировоззрения и провидения о грядущих годах. Айвазовский был человеком эпохи романтизма и гением-визионером. Его думы волновали понятия «бесконечного», «божественного», «великой драмы», которые ломали традиционное восприятие пространства и времени в изобразительном искусстве. «Хождение по водам» — произведение своей эпохи, отчетливо отразившее скептицизм эры революционных научных открытий и экспериментов. Большое внимание в статье уделено особенностям картины, свидетельствующим о стремлении художника настроить эмоции зрителя, и художественным приемам, с помощью которых он достигает нового драматического эффекта. Кроме того, предпринята попытка объяснить выбор религиозной темы, очевидно несовместимой с романтическим мировоззрением, и выявить, как она соотносится с категорией «возвышенного». Впоследствии Айвазовский вернется к этой теме по меньшей мере дважды. В заключение приведен анализ символического языка художника и средств, которые он использовал, чтобы настроить свой внутренний взор для претворения реальности в художественные образы своих произведений. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Борозан И., Борич. Т. В поисках возвышенного: «Хождение по водам» И. К. Айвазовского (1849) из Государственного художественного собрания Королевского дворца в Сербии. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 578–584. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-7-62 | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|