Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-7-62
Заголовок В поисках возвышенного: «Хождение по водам» И. К. Айвазовского (1849) из Государственного художественного собрания Королевского дворца в Сербии.
Автор email borozan.igor73@gmail.com
Сведения об авторе Борозан Игорь — Ph. D., ассистент. Белградский университет, чика Любина, 18‒20, 11000, Белград, Сербия. Борич Тияна — Ph. D., ассистент. Нишский университет, Кнегиние Любиче, 10, Ниш, Сербия, 18000.
В рубрике Русское искусство XVIII–XIX веков DOI10.18688/aa166-7-62
Год 2016 Номер сборника 6 Страницы 578584
Тип статьи Научная статья Индекс УДК - Индекс ББК 85.14
Аннотация

Не поддающаяся словесному выражению романтическая категория «возвышенного» увлекала и искушала знаменитого художника XIX столетия Ивана Константиновича Айвазовского. Свои размышления о нем он воплотил в многочисленных визуальных образах. Статья посвящена самому раннему известному варианту его картины «Хождение по водам» (1849), которая недавно была вновь открыта и представлена после реставрации и консервации в Государственном художественном собрании (Королевский дворец, Белград). Предложена попытка анализа этой своеобразной работы, в которой ночной пейзаж штормящего моря неожиданно стал выражением религиозной темы, поданной сквозь призму внутреннего мира художника, его мыслей, мировоззрения и провидения о грядущих годах. Айвазовский был человеком эпохи романтизма и гением-визионером. Его думы волновали понятия «бесконечного», «божественного», «великой драмы», которые ломали традиционное восприятие пространства и времени в изобразительном искусстве. «Хождение по водам» — произведение своей эпохи, отчетливо отразившее скептицизм эры революционных научных открытий и экспериментов. Большое внимание в статье уделено особенностям картины, свидетельствующим о стремлении художника настроить эмоции зрителя, и художественным приемам, с помощью которых он достигает нового драматического эффекта. Кроме того, предпринята попытка объяснить выбор религиозной темы, очевидно несовместимой с романтическим мировоззрением, и выявить, как она соотносится с категорией «возвышенного». Впоследствии Айвазовский вернется к этой теме по меньшей мере дважды. В заключение приведен анализ символического языка художника и средств, которые он использовал, чтобы настроить свой внутренний взор для претворения реальности в художественные образы своих произведений.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Борозан И., Борич. Т. В поисках возвышенного: «Хождение по водам» И. К. Айвазовского (1849) из Государственного художественного собрания Королевского дворца в Сербии. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 578–584. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-7-62
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Acović D. etc. Slika ruske duhovnosti u Kraljevskom dvoru (The Image of the Russian Spirituality in the Royal Palace). Beograd, Kraljevski dvor Publ., 2013. 32 p. (in Serbian).
  • Babac D. etc. Dvorski kompleks na Dedinju (The Royal Compound in Dedinje). Beograd, Zavod za udžbenike i nastavna sredstva Publ., 2012. 285 p. (in Serbian).
  • Böhme H. Traditionen unf Formen der aquatischen Ästhetik in der Kunst Iwan Aiwasowskis. Aiwasowski. Maler des Meeres. Ostfildern, Hatje Caentz Verlag Publ., 2011, pp. 15−35 (in German).
  • Brajović S. Njegoševo veliko putovanje. Meditacije o vizuelnoj kulturi Italije (Njegoš’s Great Journey. Meditations on Visual Culture in Italy.). Podgorica, Institute for Language and Literature “Petar Petrović Njegoš” Publ., 2015. 316 p. (in Serbian).
  • Brugger I.; Kreil L. (ed.) Aiwasowski. Maler des Meeres. Ostfildern, Hatje Caentz Verlag Publ., 2011. 168 p. (in German).
  • Cardinal R. Romantic Travel. Rewriting the Self. Histories from the Renaissance to the Present. London — New York, Routlegde Publ., 1997, pp. 135−155.
  • Donandt R. Sturm. Handbuch der poltischen Ikonographie, Bd. II: Imperator bis Zwerg. Munich, Verlag C. H. Beck Publ., 2011, pp. 409−415 (in German).
  • Gardner Coates V.; Lapatin K., Seydl J. L. (eds.) The Last Days of Pompeii: Decadence, Apocalypse, Resurrection. Los Angeles, J. Paul Getty Museum Publ., 2012. 256 p.
  • Holms R. Doba čuda: kako je pokolenje romantičara otkrilo lepotu i užas nauke. Beograd, Dosije Studio Publ., 2011. 572 p. (in Serbian).
  • Kohle H. Arnold Böcklins Halluzionationen Malerei im Zeitalter der Psychologie. Kunstgeschichte. Open Peer Reviewed Journal, 2009. Available at: http://www.kunstgeschichteejournal.net/98/ (accessed on 23 March 2016) (in German).
  • Kohle H. Katastrophe als Strategie und Wunsh. Englische und deutsche Landshaftsmalerei des 19. und frühnen 20. Jahrhunderts. AngstBilderShauLust. Katastrophenerfahrungen in Kunst, Musik, und Thetaer. Berlin, Henschel Publ., 2007, pp. 125−146 (in German).
  • Krämer F. (ed.) Dark Romanticism. From Goya to Max Ernst. Ostfildern, Hatje Cantz Verlag Publ., 2009. 304 p.
  • Prac M. Agonija romantizma. Beograd, Nolit Publ., 1974. 459 p. (in Serbian).
  • Samarine I. Die Welt im Licht einer Laterna magica des Ostens. Iwan Aiwasowskis Stellung in der russischen und europäischen Kunst. Aiwasowski. Maler des Meeres. Ostfildern, Hatje Caentz Verlag Publ., 2011, pp. 51–66 (in German).
  • Shaw P. The Sublime, the New Critical Idiom. London — New York, Routledge Publ., 2006. 168 p.
  • Shumova M. N. (ed.) Russkaia zhivopisэ pervoi poloviny XIX veka (Russian Painting of the First Half of the 19th Century). Moscow, Iskusstvo Publ., 1978. 168 p. (in Russian).
  • Tarasov O. Icon and Devotion. Sacred Spaces in Imperial Russia. London, Reaktion Books Publ., 2002. 448 p.
  • Todorović J. Katalog državne umetničke kolekcije Dvorskog kompleksa u Beogradu I. Evropska umetnost (Catalogue of the State Art Collection in the Royal Compund in Belgrade I. European Art). Novi Sad, Platoneum Publ., 2014. 307 p. (in Serbian).
  • Vasić R. Konzervatorsko-restauratorski radovi na slici Hrist hoda po vodi ruskog slikara Ivana Konstantinoviča Ajvazovskog. Available at: http://www.heritage.gov.rs/cirilica/Download/Katalog_sa_ izlozbe_dani_ruskih_duhovnih_slikara.pdf (accesed on 27 January 2016).
  • Vaughan W. Romanticism and Art. London, Thames and Hudson Publ., 1978.
  • Warnke M. Political Landscape. The Art History of Nature. London, Reaktion Books Publ., 1994. 168 p.
  • Wessolowski T, Naturkatastrophe. Handbuch der poltischen Ikonographie, Bd. II: Imperator bis Zwerg. Munich, Verlag C. H. Beck Publ., 2011, pp. 182−187 (in German).
  • Wortman S. R. Scenarios of Power. Myth and Ceremony in Russian Monarchy. From Alexander II to the Abdication of Nicholas. Princeton — New Jersey, Princeton University Press Publ., 2000. 512 p.