Заголовок | Oшибка Виппера? | ||||||||
Автор | Евсевьев М. Ю. | m.evseviev@spbu.ru | |||||||
Сведения об авторе | Евсевьев Михаил Юрьевич — кандидат исторических наук, доцент. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, Рос сийская Федерация, 199034. | ||||||||
В рубрике | Русское искусство XVIII–XIX веков | DOI | 10.18688/aa166-7-60 | ||||||
Год | 2016 | Номер сборника | 6 | Страницы | 561–568 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 75.03(47+47(26)) | Индекс ББК | 81.13 | ||||
Аннотация |
В 1946 г. Б. Р. Виппер написал статью «Сильвестр Щедрин в Италии»; опубликована она была много позже (Советское искусствознание‘74. М., 1975. С. 312–328). В статье Виппер называет «учителем и вдохновителем» Щедрина неаполитанского живописца Раффаэле Карелли (Raffaele Carelli, 1795–1864). Виппер почему-то был уверен, что Раффаэле Карелли умер молодым, в 1815 г. Такая неверная датировка в биографии художника имела серьезные последствия для выводов Виппера. Р. Карелли получился «одаренным предшественником С. Щедрина и предвестником пленэра в европейской живописи XIX века»; неаполитанские пейзажи Карелли, похожие на пейзажи Щедрина, неизбежно оказывались написанными прежде щедринских (ведь Сильвестр впервые оказался в Неаполе в 1819 г.). И Виппер своей ошибкой был принужден считать, что Раффаэле Карелли наиболее значительно повлиял на развитие живописного стиля русского художника. Несмотря на такое заключение, историк отметил серьезное живописное превосходство пейзажей Щедрина над пейзажами Карелли; а поскольку сегодня известно, что достоверных работ Р. Карелли, написанных раньше 1833 г., не существует, и нет сомнений, что творчество Карелли относится скорее к середине XIX в., то, значит, Р. Карелли мог либо видеть что-то из работ Сильвестра Щедрина, либо просто в какой-то мере усвоить манеру неаполитанских пейзажистов 1830-х гг. Биографические подробности жизни Р. Карелли как раз потому и забылись, что художник он весьма средний, даже в пределах школы неаполитанской пейзажной живописи XIX в. — и, похоже, он сам это понимал. Последний раз Карелли выставлялся как живописец в 1835 г., после чего оставил живопись, занимаясь преподаванием и антиквариатом. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Евсевьев М. Ю. Oшибка Виппера? // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 561–568. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-7-60 | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|