Заголовок | Джорджо Вазари и архитектура чинквеченто: конец эпохи Возрождения. | ||||||||
Автор | Тучков И. И. | tuchka115@yandex.ru | |||||||
Сведения об авторе | Тучков Иван Иванович — доктор искусствоведения, профессор, декан исторического факультета. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991. | ||||||||
В рубрике | Искусство Ренессанса | DOI | 10.18688/aa166-5-41 | ||||||
Год | 2016 | Номер сборника | 6 | Страницы | 395–406 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 72.034. | Индекс ББК | 85.11 | ||||
Аннотация |
Вопрос о месте Ренессанса в истории европейской культуры и искусства по-прежнему актуален, и для понимания его сущности показательно рассмотрение хронологических границ протяженного историко-художественного периода с выявлением их специфических особенностей. окончание эпохи Возрождения теснейшим образом связано в том числе и с архитектурной деятельностью Джорджо Вазари, которая прекрасно характеризует изменения в социальном статусе творческой личности и особенности развития художественных процессов в одном из важнейших центров придворной культуры позднего Ренессанса — Флоренции эпохи Козимо I Медичи. В архитектуре Вазари достаточно рельефно выявились основные тенденции развития поздней фазы Возрождения. Как и многие его современники, Вазари в большей степени «продолжатель», а не оригинальный «творец» и в архитектурной практике, и в теории архитектуры. В собственном архитектурном творчестве ему проще подводить итоги, фиксировать и закреплять уже созданное другими, устанавливать некую норму, опирающуюся на достижения предшественников. он работает в сухой, графичной, отстраненной и холодной манере, лишенной эмоционального накала, всегда сопутствующего творческому озарению новатора. Показательно (и это характерная и распространенная особенность архитектурной практики чинквеченто), что Вазари подобно другим современникам начинает свою художественную карьеру не как архитектор, а как живописец. В собственной архитектурной практике Вазари не более чем декоратор, что очевидно свидетельствует о кризисе архитектурной мысли. он легко переходит к эклектике, как и многие другие архитекторы этого времени, что также можно рассматривать как одно из проявлений кризиса полнокровной художественной традиции. «Механистичность» конца эпохи Возрождения проявилась во многих архитектурных произведениях Вазари, особенно в Галерее Уффици. Ансамбль Уффици и Коридор Вазари не только связали постройки, принадлежавшие семье Медичи, между собой, но и переориентировали всю городскую среду Флоренции, вынужденную подчиняться великим герцогам и новым градостроительным и смысловым ориентирам. Теперь она включила в единую систему как все «центры» «старых» и «новых» Медичи, так и сакральные, республиканские «центры» Флоренции. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Тучков И. И. Джорджо Вазари и архитектура чинквеченто: конец эпохи Возрождения. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 395–406. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-5-41 | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|