Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-5-43
Заголовок Тайная вечеря как convivium: пути десакрализации священных образов в нидерландском искусстве первой половины XVI века.
Автор email stephanie_rom@mail.ru
Сведения об авторе Ковбасюк Стефания Андреевна — аспирантка. Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, ул. Владимирская, д. 60, Киев, Украина, 01033.
В рубрике Искусство Ренессанса DOI10.18688/aa166-5-43
Год 2016 Номер сборника 6 Страницы 415424
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 94 (492): 75»15» Индекс ББК 85.14
Аннотация

Статья посвящена проблеме десакрализации в нидерландском искусстве первой половины XVI в., пути которой прослеживаются на примере изображений сюжета «Тайной вечери». Под десакрализацией в данном случае (период до 1566 г.) понимается не столько процесс полного обесценивания священных образов, сколько проявившаяся еще до Иконоборческого восстания тенденция к введению в них «снижающих» элементов, деталей, меняющих модус изображаемого, типология и возможные функции которых подробно рассматриваются. Ввиду условности термина «десакрализация» в данном контексте он взят в кавычки.Одними из первых к изображению «Тайной вечери» в XVI в. обращаются художники, происходящие из группы так называемых антверпенских маньеристов — Мастер 1518 года (Псевдо-Ян ван Дорнике), Мастер Большого Поклонения и др. Уже в наиболее ранних примерах 1515–1520-х гг. Тайная вечеря изображается как convivium — застолье.Наиболее заметной чертой «десакрализации» стало распространение «детали с ножом» — изображения апостола, ковыряющего в зубах ножом во время последней трапезы Христа, а также апостола, обгладывающего кость. они демонстрируют изменения в идейной сфере, коснувшиеся как понятия святости, так и допустимого в изображении священных образов. Общим актом десакрализации стали иконоборческие восстания, охватившие немецкие, нидерландские и швейцарские города, но в том, что касается не разрушения, но созидания — написании картин, говорить о едином характере десакрализации не приходится. острая риторика немецких реформационных образов не была свойственна нидерландскому искусству. Десакрализация в первой половине XVI в. происходила в первую очередь путем «снижения» образов апостолов до «простых смертных» со свойственными им недостатками.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Ковбасюк С. А. Тайная вечеря как convivium: пути десакрализации священных образов в нидерландском искусстве первой половины XVI века. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 415–424. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-5-43
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Тома Кемпійський. Наслідування Христа. — Львів: Свічадо, 2006. — 312 с.
  • Эразм Роттердамский. Разговоры запросто. — М.: Художественная литература, 1969. — 703 с.
  • Эразм Роттердамский. Философские произведения. — М.: Наука, 1986. — 704 с.
  • Blum S. N. Early Netherlandish Triptychs: A Study in Patronage. — Berkeley: University of California Press, 1969. — 176 p.
  • Cohen S. Animals as Disguised Symbols in Renaissance Art. — Leiden: BRILL, 2008. — 316 p.
  • Dale W. S. A. “Latens Deltas”: The Holy Sacrament Altarpiece of Dieric Bouts // RACAR: revue d’art canadienne / Canadian Art Review. — 1984. — Vol. 11. — No. 1/2. — Р. 110–116.
  • Defoer H. L. M. The Triptych of the Pauw-Sas Family from the Utrecht charterhouse // De R. Weijert, K. Ragetli, A.-J. Bijsterveld, J. Van Arenthals (ed.). Living Memoria. Studies in Medieval and Early Modern Memorial Culture in Honour of Truus van Bueren. — Hilversum: Verloren, 2011. — P. 321–332.
  • Desiderii Erasmi. Opera Omnia in decem tomos distincta. — Lyon: Petri Vander, 1703. — T. I. — 1227 p.
  • Dhanens E. Het antependium van Middelburg-Nassau-Grimbergen: Nieuwe gegevens betreffende zijn oorsprong en betekenis // Bulletin des Musées royaux d’Art et D’Histoire, Parc du Cinquantenaire, Bruxelles. — 1987. — No. 1. — P. 43–61.
  • Friedländer M. J. Early Netherlandish Painting. The Antwerp Mannerists. Adriaen Ysenbrandt. —Ghent: Sijthoff, 1974. — Vol. XI. — 126 p.
  • Jung J. E. Peasant Meal or Lord’s Feast? The Social Iconography of the Naumburg Last Supper // Gesta.— 2003. — Vol. 42. — No. 1. — P. 39–61.
  • Man, Myth, and Sensual Pleasures: Jan Gossart’s Renaissance: the Complete Works / M. W. Ainsworth(ed.). — Metropolitan Museum of Art, 2010. — 484 p.
  • Mander K. van. The Lives of the Illustrious Netherlandish and German Painters. — Doornspijk: Davaco,1996. — 290 p.
  • McNamee M. B. Vested Angels: Eucharistic Allusions in Early Netherlandish Paintings. — Leuven:Peeters Publishers, 1998. — 385 p.
  • Splendeurs du maniérisme en Flandre: 1500–1575 / S. Vézilier-Dussart (ed.). — Cassel, Musée départemental de Flandre, 2013. — 272 p.
  • Till Eulenspiegel / H. Knust (ed.). — Halle: Max Nimeyer, 1884. — 145 p.