Аннотация |
Статья посвящена художнику Бартоломео Монтанье (ок. 1452–1523), основателю ренессансной школы живописи Виченцы. Его ранние произведения рассмотрены в сравнении с работами Джанфранческо Сомайо и такого новатора, как Джованни Беллини. C последним Монтанья контактировал во время двух поездок в Венецию между 1469 и 1483 гг. В связи с работами 1480-х гг., свидетельствующими об освоении художником венецианского опыта и наследия Антонелло да Мессины, исследуется сложная история творческого содружества Бартоломео Монтаньи, мастера инкрустации Пьерантонио дельи Абати и архитектора Лоренцо да Болоньи. Сотрудничество между тремя мастерами началось во время строительства церкви Сан Бартоломео в Виченце. В конце столетия оно получило развитие благодаря важнейшим художественным мастерским Падуи. Для изучения первых лет творчества Бартоломео Монтаньи привлечены архивные материалы и использован метод стилистического анализа, что позволило сделать некоторые новые предположения о его заказчиках. Характеристика непростой историко-культурной ситуации, в которой работал мастер, предваряет анализ одной картины Монтаньи. Это его подписное произведение, которое датируют 1487 г. однако, по нашему мнению, оно не могло быть исполнено в это время. В статье высказана новая гипотеза по поводу сюжета картины (Мадонна с Младенцем, св. Себастьяном и св. Рохом), даты ее создания и необычного расположения подписи (на обороте картины). Предпринята попытка определить истинное место этого произведения в творчестве Монтаньи, чему немало поспособствовал недавно обнаруженный итальянской исследовательницей Мануэлой Барауссе архивный документ о шедевре Монтаньи в церкви Сан Бартоломео. Таким образом, статья демонстрирует, как произведение, казалось бы, имевшее точную датировку, может дать повод для большого исследования, позволяющего лучше понять многие аспекты творчества художника. |
Список цитируемой литературы |
- Avagnina M. T. (ed.) Pinacoteca civica di Vicenza, Dipinti dal 14. Al 16. Secolo. Cinisello Balsamo (Mi), Silvana Publ., 2003. 638 p. (in Italian).
- Barbieri F. Pittori di Vicenza: 1480–1520; Bartolomeo e Benedetto Montagna, Giovanni Buonconsiglio, Giovanni Speranza, Francesco Verla, Marcello Fogolino, Girolamo di Stefano, Giacomo da Vicenza, Girolamo Dal Toso. Vicenza, Neri Pozza Publ., 1982. 78 p. (in Italian).
- Barbieri F.; Preto P. Storia di Vicenza. L’età della repubblica veneta (1404–1797). Vicenza, Neri Pozza Publ., 1989. 417 p. (in Italian).
- Bologna F. Antonello da Messina: Catalogue. Milano, Electa Publ., 2013. 169 p. (in Italian).
- Borenius T. I pittori di Vicenza 1480–1550. Vicenza, Rumor Publ., 1912. 245 p. (in Italian).
- Carroll E. Bartolomeo Montagna (1459–1523): Civic and Artist Identity in Early Sixteenth-Century Vicenza. Bloomington, Indiana University Publ., 2006. 408 p.
- Castellini S. Descrizione della città di Vicenza dentro dalle mura. Vicenza, Tip. Staider Publ., 1885. 129 p.
- Dani A. Opere d’arte di Magrè. Vicenza, 1963. 8 p. (in Italian).
- De Boer W. H. Marco Boschini. I gioieli pittoreschi : virtuoso ornamento della città di Vicenza; cioè l’endice di tutte le pitture pubbliche della stessa città; Venetia MDCLXXVI. Firenze, Centro Di Publ., 2008. 503 p. (in Italian).
- Fasolo G. Guida del Museo Civico di Vicenza. Vicenza, Tip. Commerciale Publ., 1940. 194 p. (in Italian).
- Fochesato R. (ed.) Santa Chiara in Vicenza: complesso monumentale e istituto palazzolo: storia e restauro. Vicenza, Aeditecne Publ., 2002. 288 p. (in Italian).
- Forzatti Golia G. Un pellegrino nella terra di Voghera. San Rocco di Montpellier. Selci-Lama (Pg), Editrice Pliniana Publ., 2011. 126 p. (in Italian).
- Galassi M. C. Il disegno svelato. Progetto e immagine nella pittura del primo Rinascimento. Nuoro, Ilisso Publ., 1998. 150 p. (in Italian).
- Galassi M. C. Indagini sul disegno sottostante di Bartolomeo Montagna: precisazioni sulla prima attività. Arte Veneta, 2001, 55, pp. 103–112 (in Italian).
- Gilbert C. Puppi Lionello: Bartolomeo Montagna. The Art Bulletin, 1967, 49, pp. 184–189.
- Guerrini P. Le cronache bresciane inedite dei secoli XV–XIX trascritte e annotate da Paolo Guerrini, vol. 1. Brescia, Brixia Sacra Publ., 1922. 409 p. (in Italian).
- Le Goff J. Per una storia delle malattie. Bari, Dedalo Publ., 1996. 407 p. (in Italian).
- Lorenzoni G. Lorenzo da Bologna. Venezia, Neri Pozza Publ., 1963. 129 p. (in Italian).
- Lucco M. (ed.) La pittura nel Veneto, Il Quattrocento, vol. 2. Milano, Electa Publ., 1990. 784 p. (in Italian).
- Lucco M. Antonello da Messina. L’opera completa: Catalogue. Cinisello Balsamo (Mi), Electa Publ., 2006. 383 p. (in Italian).
- Lucco M. Bartolomeo Cincani detto Montagna: dipinti. Treviso, Zel Publ., 2014. 471 p. (in Italian).
- Mantese G. Memorie storiche della chiesa vicentina, vol. III/2 (dal 1404 al 1563). Vicenza, Neri Pozza Publ., 1964. 1128 p. (in Italian).
- Nielsen K. U. Bartolomeo Montagna und die venezianische Malerei des späten Quattrocento. Munich, München University (Diss.), 1995. 276 p. (in German).
- Ottino Della Chiesa A. La Galleria dell’Accademia Carrara in Bergamo: con l’elenco delle opere. Milano, Alfieri & Lacroix Publ., 1964. 84 p. (in Italian).
- Prodi P.; Johanek P. (eds.) Strutture ecclesiastiche in Italia e in Germania prima della Riforma. Bologna, Il Mulino Publ., 1984, pp. 312–351 (in Italian).
- Pugliese O. (ed.) Venezia e la peste 1348–1797: Catalogue. Venezia, Marsilio Publ., 1980. 380 p. (in Italian).
- Puppi L. Bartolomeo Montagna. Vicenza, Pozza Publ., 1962. 188 p. (in Italian).
- Rigon A.; Vauchez A. (eds.) S. Rocco. Genesi e prima espansione di un culto: Acts. Bruxelles, Société des Bollandistes Publ., 2006. 324 p. (in Italian and English).
- Rossi M. (ed.), La pittura e la miniatura del Quattrocento a Brescia: Acts. Peschiera Borromeo (Mi), Vita e Pensiero Publ., 2001. 165 p. (in Italian).
- Tomasini F. Theatro genealogico delle famiglie nobili di Vicenza. Venezia, 1677 — Bologna, Forni Editore Publ., 1976. 95 p. (in Italian).
- Treccani G. Storia di brescia. Vol. 2: La dominazione veneta (1426–1575). Brescia, Treccani Publ., 1963. 1123 p. (in Italian).
- Turchini A. (ed.) Lo straordinario e il quotidiano. Ex voto, santuario, religione popolare nel bresciano. Brescia, Grafo Edizioni Publ., 1980. 441 p. (in Italian).
- Valagussa G. (ed.) I grandi veneti da Pisanello a Tiziano, da Tintoretto a Tiepolo. Capolavori dell’Accademia Carrara di Bergamo. Cinisello Balsamo (Mi), Electa Publ., 2010, pp. 61–62 (in Italian).
- Ventura A. Nobiltà e popolo nella società veneta del ‘400 e ‘500. Bari, Laterza Publ., 1964. 490 p. (in Italian).
- Von Hadeln D. (ed.) Carlo Ridolfi. Le Maraviglie dell’Arte, overo le Vite de gl’illustri pittori veneti e dello stato. Roma, Soc. Multigrafica Ed. SOMU Publ., 1965. 442 p. (in Italian).
|