Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-5-38
Заголовок «Явление Девы Марии святому Бернарду» работы Филиппино Липпи и его следы во флорентийской живописи начала XVI века.
Автор email marina.lopukhova@gmail.com
Сведения об авторе Лопухова Марина Александровна — кандидат искусствоведения, старший преподаватель. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991.
В рубрике Искусство Ренессанса DOI10.18688/aa166-5-38
Год 2016 Номер сборника 6 Страницы 368377
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.034(450)4: 7.046.3 Индекс ББК 85.14
Аннотация

Статья посвящена рецепции алтарной картины «Явление Девы Марии св. Бернарду» работы Филиппино Липпи (1485–1488 гг., Флоренция, Бадия) в живописи Пьеро ди Козимо и некоторых второстепенных флорентийских художников рубежа XV–XVI вв. Приведен обзор иконографии этого сюжета во флорентийском искусстве XIV–XVI вв. и обозначены ключевые формально-стилистические и иконографические особенности образа, исполненного Филиппино Липпи. Рассмотрены конкретные примеры заимствования общей композиционной схемы и отдельных деталей картины в живописи — прежде всего в алтарных пределлах — малых мастеров, непосредственно связанных с младшим Липпи: Рафаэллино дель Гарбо и Мастера оратория Серумидо, а также в рисунке неизвестного мастера из коллекции Галереи Уффици, возможно, происходящем из мастерской художника.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Лопухова М. А. «Явление Девы Марии святому Бернарду» работы Филиппино Липпи и его следы во флорентийской живописи начала XVI века. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 368–377. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-5-38
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих / Пер. А. И. Венедиктова и А. Г. Габричевского. — Т. 2. — М.: Искусство, 1963. — 887 с.
  • Маркова В. Э. Итальянская живопись XIV–XVIII веков. Каталог (Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). — М.: Арт Волхонка, 2014. — 344 с.
  • Тучков И. И. Джорджо Вазари и архитектура чинквеченто: конец эпохи Возрождения // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: НП-Принт, 2016. — С. 395–406.
  • A companion to Bernard of Clairvaux / B. P. McGuire (ed.). — Leiden [u. a.]: Brill, 2011. — XVIII + 405 p.
  • Burke J. Changing Patrons: Social Identity and the Visual Arts in Renaissance Florence. — University Park: Pennsylvania State Univ. Press, 2004. — XIII + 280 p.
  • Carl D. Das Inventar der Werkstatt von Filippino Lippi aus dem Jahre 1504 // Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florenz. — 1987. — Vol. 31. — P. 373–391.
  • Clark D. L. Filippino Lippi’s The Virgin Inspiring St. Bernard and Florentine Humanism // Studies in Iconography. — 1981/82. — Vol. 7/8. — P. 175–187.
  • Dal Prà L. Bernardo di Chiaravalle: realtà e interpretazione nell’arte italiana // Bernardo di Chiaravalle nell’arte italiana dal XIV al XVIII secolo / А cura di L. Dal Prà. — Milano: Electa, 1990. — Р. 28–88.
  • Dal Prà L. Bernardo di Clairvaux. Un santo e la sua immagine // Epifania di Dio e parabola dell’uomo. Atti del convegno / А cura di I. Biffi, L. Dal Prà, C. Marabelli, H.-M. Uhl. — Roma: Jaca Book, 2007. — P. 61–104.
  • Filippino Lippi e Sandro Botticelli nella Firenze del’400 / А cura di A. Cecchi. — Pero (Milano): 24 Ore Cultura, 2011. — 231 p.
  • France J. Medieval Images of Saint Bernard of Clairvaux. — Kalamazoo, MI: Cistercian Publications, 2007. — XXXI + 435 p.
  • Gabrielli E. Cosimo Rosselli: catalogo ragionato. — Torino: Allemandi, 2007. — 336 р.
  • Hammer G. Bernhard von Clairvaux in der Buchmalerei: Darstellungen des Zisterzienserabtes in Handschriften von 1135–1630. — Regensburg: Schnell + Steiner, 2009. — 615 S.
  • Hope Ch. Altarpieces and the Requirements of Patrons // Christianity and the Renaissance: Image and Religious Imagination in the Quattrocento / T. Verdon, J. Henderson (eds.). — Syracuse, N.Y.: Syracuse Univ. Press, 1990. — P. 535–571.
  • Jacobus de Voragine. Die Legenda aurea. — München: Gütersloher Verlaghaus, 2007. — 798 S.
  • Janke S. R. The Vision of St. Bernard: A Study in Florentine Iconography // Hortus Imaginum: Essays in Western Art / R. Enggass, M. Stokstad (eds.). — Lawerence: University of Kansas, 1974. — P. 45–50.
  • L’altare Segni / А cura di C. Silla. — Firenze: Musei Fiorentini, 1999. — 31 p.
  • Lesher M. K. “The Vision of Saint Bernard” and the Chapel of the Priors: Private and Public Images of Bernard of Clairvaux in Renaissance Florence. — Columbia Univ., Ph. D. Diss., 1979. — II + 260 p. Maestri e botteghe: pittura a Firenze alla fine del Quattrocento / А cura di M. Gregori, A. Paolucci, C. Acidini Luchinat. — Cinisello Balsamo: Silvana Ed., 1992. — 309 p.
  • Markowsky B. Eine Gruppe bemalter Paliotti in Florenz und der Toskana und ihre textilen Vorbilder // Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florenz. — 1973. — Bd. 17. — S. 105–140.
  • Nelson J. K. An Inventory of Drawings by Filippino Lippi and his Circle (with Two Additions) // New Studies on Old Masters. Essays in Renaissance Art in Honor of Colin Eisler / J. Garton, D. Wolfthal (eds.). — Toronto: Centre for Reformation and Renaissance Studies, 2011. — Р. 193–220.
  • Oratorio di San Sebastiano detto dei Bini. Progetto per un museo parrocchiale nell’Oltrarno / А cura di M. Pedone. — Firenze: CentroDi, 2002. — 117 p.
  • Piero di Cosimo (1462–1522): pittore eccentrico fra Rinascimento e Maniera / Galleria degli Uffizi / Cura della mostra E. Capretti, A. Forlani Tempesti, S. Padovani, D. Parenti. — Firenze: Giunti, 2015. — 432 p. Rossi Monti M. Visioni di grazia. La leggenda di San Luca e il sogno di Raffaello // Bruniana & Campanelliana.— 2009. — Vol. 15. — No. 2. — P. 423–443.
  • Rubin P. L. Filippino Lippi “pittore di vaghissima invenzione”. Christian Poetry and the Significance of Style in Late Fifteenth-Century Altarpiece Design // Programme et invention dans l’art de la Renaissance / Sous la direction de M. Hochmann, J. Kliemann. — Paris: Académie de France à Rome. — P. 227–246. Scharf A. Filippino Lippi. — Wien: Schroll, 1935. — 156 S.
  • Supino I. B. La cappella del Pugliese alle Campora e il quadro di Filippino // Miscellanea d’arte. — 1903. — Vol. I. — P. 1–4.
  • Tadlock S. L. Fra Bartolommeo and the Vision of Saint Bernard: An Examination of Savonarolan Influence. — College Park, Md.: University of Maryland, M. A. Diss., 2005. — III + 70 p.
  • Tazartes M. Piero di Cosimo: ingegno astratto e difforme. — Firenze: M. Pagliai, 2010. — 155 p.
  • Zambrano P., Nelson J. K. Filippino Lippi. — Milano: Electa, 2004. — 671 p