Заголовок | Ватиканский дворец и формирование типологии римского палаццо второй половины XV века. | ||||||||
Автор | Дунина М. В. | mashadunina@mail.ru | |||||||
Сведения об авторе | Дунина Мария Владимировна — аспирант. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991. | ||||||||
В рубрике | Искусство Ренессанса | DOI | 10.18688/aa166-5-35 | ||||||
Год | 2016 | Номер сборника | 6 | Страницы | 345–351 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 728.034(450)4 | Индекс ББК | 85.11 | ||||
Аннотация |
В Риме середины XV в., едва оправившемся от разрушительного периода Авиньонкого пленения пап, частное строительство носило хаотичный характер и не подкреплялось ни теоретической основой, ни последовательной логикой художественного замысла. Ситуация радикально изменилась в связи с появлением на папском престоле понтифика, поставившего целью создать новый образ Вечного города — папы Николая V (1447–1455). В истории изучения архитектуры XV в. римским дворцам уделяется неодинаковое внимание. Создание светской архитектуры эпохи Ренессанса часто приписывается исключительно флорентийской традиции, которая вполне проявилась в Риме только в конце 1480-х гг. При этом практически отсутствуют попытки проследить рождение и развитие типологии римского дворца, рассмотрев не только ключевые, но и второстепенные памятники. В статье показано, что именно в Ватиканском крыле Николая V возник отчетливый тип римского палаццо, согласованный с представлениями работавшего в Риме Л. Б. Альберти о «дворце тирана». В более ранних дворцах, таких как Сант-Аполлинаре, Капраника, орсини, сочетание вертикальных и горизонтальных членений, окон с крестовидными импостами, башен с зубцами, церковных лоджий и цепочек жилых помещений нелогично и прихотливо. И в Ватиканском дворце, и в палаццо, выстроенных по его образцу во второй половине XV в., этот же набор элементов оказывается оформленным с помощью классического понимания архитектурных форм в целостную монументальную конструкцию. В развитии ватиканского типа римского дворца XV в. прослеживаются следующие этапы: 1) появление масштабных дворов, повторяющих мотивы ватиканской Лоджии Благословения, — палаццо Венеция и палаццо Борджиа; 2) постепенное увеличение числа отсылок к античности — палаццо Нардини, делла Ровере, Сан Пьетро ин Винколи, Санти-Апостоли; 3) римский дворец all’antica — использование угловых башен и ватиканской планировочной системы в палаццо Канчеллерия и Кастеллези. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Дунина М. В. Ватиканский дворец и формирование типологии римского палаццо второй половины XV века. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 345–351. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-5-35 | ||||||||
![]() |
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | ||||||
Список цитируемой литературы |
|