Заголовок | Образы Муз в живописи Ренессанса и Нового времени. от студиоло Лионелло д’Эсте до картин неоклассицизма. | ||||||||
Автор | Махо О. Г. | omakho@mail.ru | |||||||
Сведения об авторе | Махо Ольга Георгиевна — кандидат искусствоведения, заведующая Научно- методическим сектором Научно-просветительного отдела. Государственный Эрмитаж, Дворцовая набережная, д. 34, Cанкт-Петербург, Российская Федерация, 190001. | ||||||||
В рубрике | Искусство Ренессанса | DOI | 10.18688/aa166-5-48 | ||||||
Год | 2016 | Номер сборника | 6 | Страницы | 460–466 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 7.046.1 | Индекс ББК | 85.14 | ||||
Аннотация |
Образы Муз появляются в искусстве Ренессанса в середине XV столетия, очевидно, как одно из свидетельств взаимодействия культуры Возрождения с античной культурой. Эти образы присутствуют в таких значительных ансамблях, как циклы живописных композиций для студиоло Лионелло д’Эсте во дворце Бельфьоре или связанного со студиоло Федерико да Монтефельтро в урбинском палаццо Дукале маленького святилища Муз. В произведениях мастеров Кватроченто они наполняются многогранным аллегорическим смыслом, сопрягающим античную составляющую со средневековой. В самом конце XV столетия на смену сериям отдельных изображений приходит многофигурная композиция с многогранно разработанной программой — таков «Парнас» Андреа Мантеньи для студиоло Изабеллы д’Эсте в Мантуе. Можно сказать, что своей вершины развитие темы достигает во фреске Рафаэля «Парнас» для Станцы делла Сеньятура Ватиканского дворца, где рождается парадигма абсолютной гармонии. В живописи классицизма XVII в., например в произведениях Никола Пуссена, и неоклассицизма XVIII столетия, у Антона Рафаэля Менгса, образы Муз продолжают развиваться под несомненным ренессансным влиянием. Однако в сравнении с программной насыщенностью, характерной для эпохи Возрождения, они постепенно теряют свою индивидуальность и многозначность. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Махо О. Г. Образы Муз в живописи Ренессанса и Нового времени. от студиоло Лионелло д’Эсте до картин неоклассицизма. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 460–466. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-5-48 | ||||||||
![]() |
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | ||||||
Список цитируемой литературы |
|