Заголовок | Гиллис Клаиссенс (1536/37–1605), неизвестный мастер из Брюгге: сложности атрибуции портретов эпохи Возрождения | ||||||||
Автор | Зверева А. А. | alexandra.zvereva@free.fr | |||||||
Сведения об авторе | Зверева Александра Александровна — кандидат исторических наук, научный сотрудник. Центр Ролана Мунье, Университет Париж-Сорбонна. Париж, Франция. | ||||||||
В рубрике | Искусство Ренессанса | DOI | 10.18688/aa166-5-46 | ||||||
Год | 2016 | Номер сборника | 6 | Страницы | 441–450 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 7.041.5 | Индекс ББК | 85.14 | ||||
Аннотация |
Семья брюггских художников Клаиссенс достаточно хорошо известна и изучена бла-годаря прежде всего нескольким сохранившимся и, что немаловажно, подписанным работам Питера Клаиссенса старшего (1499/1500–1576) и его младших сыновей Антония (1541/42–1613) и Питера младшего (ок. 1542–1623). Тем не менее, несмотря на то, что имя старшего сына, Гиллиса, встречалось в документах довольно часто и что его карьера как художника представляется более успешной, чем у братьев, отсутствие подписанных картин значительно затрудняло атрибуцию. В 2009 г. Брехтом Девильде был найден и издан заказ 1576 г. Класа ван де Керхова Гиллису Клаиссенсу на триптих- эпитафию, две боковые створки которого хранятся в Музее изобразительных искусств Будапешта под именем Питера Клаиссенса старшего. На основании этих створок Девильде приписал Гиллису несколько других картин, до этого считавшихся работами его братьев, отмечая тем не менее тождественность стиля трех художников. И лишь появление в прошлом году на парижском рынке искусства «Портрета неизвестного дворянина работы франко-фламандской школы XVI в.» позволило в полной мере раскрыть талант Гиллиса-портретиста и оригинальность его манеры. Исследование этой картины прекрасно иллюстрирует сложности атрибуции портретов Северного Возрождения и необходи- мость выхода за рамки чисто стилистического анализа. При изучении этих произведений историк искусства не должен пренебрегать идентификацией портретируемого и датировкой костюма, основы и красочного слоя. Более того, именно эти сведения, какими бы скудными они ни могли иногда показаться, позволяют легче и с большей долей вероятности атрибутировать портреты эпохи Возрождения, восстановить корпус мастерской каждого художника, а также выявить многочисленные поздние копии и подделки. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Зверева А. А. Гиллис Клаиссенс (1536/37–1605), неизвестный мастер из Брюгге: сложности атрибуции портретов эпохи Возрождения // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 441–450. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-5-46 | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|