Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-3-23
Заголовок Сложение образа монастыря в русском искусстве XIV–XVI веков.
Автор email yuliabuzykina@gmail.com
Сведения об авторе Бузыкина Юлия Николаевна — кандидат искусствоведения, научный сотрудник. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Кремль, Москва, Российская Федерация, 103132.
В рубрике Древнерусское искусство DOI10.18688/aa166-3-23
Год 2016 Номер сборника 6 Страницы 218228
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 75.046 Индекс ББК 85.14
Аннотация

Во второй половине XIV в. в русском искусстве наблюдается интерес к монашеской тематике. В это время в ранних иконах «Покров» возникло изображение Влахернского монастыря.

В XV столетии появились изображения русских монастырей — Троице-Сергиева на фресках Сергиевской церкви Новгородского детинца (1459–1463) и кремлевского чудова в клеймах иконы митрополита Алексия 1480-х гг.

В XVI в. виды русских монастырей — храмов, окруженных стенами, иногда со сценами чудес, постепенно становятся самостоятельными сюжетами икон. В первую очередь это виды Соловецкого монастыря на иконах «обитель Зосимы и Савватия», в которых архитектура стала основным содержанием сюжета. очень интересен не получивший развития сюжет «обитель преподобного Савватия Тверского». Благодаря включению в пейзаж сцен из Священного Писания он напоминает паломнические путеводители по Святой земле.

Следует подчеркнуть, что интерес к архитектуре монастырей является отличительной чертой именно русского искусства. Это связано с общежительным устройством русских монастырей, что в северном климате требовало сложных архитектурных комплексов, и с активным каменным строительством в XVI в. Существенную роль в формировании таких сюжетов сыграли чертежи, сопрово- ждавшие строительство, а также изображения Святой земли.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Бузыкина Ю. Н. Сложение образа монастыря в русском искусстве XIV–XVI веков. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 218–228. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-3-23
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Андрей Рублев. Подвиг иконописания. К 650-летию великого художника. Каталог-альбом / Сост. Г. В. Попов, Б. Н. Дудочкин, Н. Н. Шередега, под общ. ред. Г. В. Попова и Б. Н. Дудочкина. — М.: Красная площадь, 2010. — 624 с.
  • Борисова Т. С. Вновь раскрытая икона «обитель Зосимы и Савватия Соловецких» из Успенского собора Московского Кремля // Древнерусское искусство. Исследования и атрибуции. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. — С. 310–323.
  • Бузыкина Ю. Н. Архитектурные фоны в житийных циклах преподобного Сергия Радонежского XV–XVI вв. как идеальный образ православной обители // Вестник Московского университета. Серия 8. История. No 6. — 2009. Ноябрь–декабрь. — С. 89–100.
  • Бузыкина Ю. Н. образ священного града и монастыря в русской живописи позднего Средневековья (XVI – первой половины XVII в.): дис... к. и. — М., 2010. — 126 с.
  • Вера и власть. Эпоха Ивана Грозного. Каталог выставки / Авт. вступ. cт. и составитель Т. Е. Са- мойлова. — М.: Азбука, 2007. — 247 с.
  • Герасименко Н. В. Ефрем Сирин. Иконография // Православная энциклопедия. — М.: Православная энциклопедия, 2008. — Т. 19. — С. 79–105. URL: http://www.pravenc.ru/text/376984. html#part_36 (дата обращения 6.01.2016).
  • Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Т. I: Древнерусское искусство X – начала XV века / Под общ. ред. Я. В. Брука и Л. В. Иовлевой. — М.: Красная площадь, 1995. — 272 с.
  • Демус О. Греческая икона основания // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Ев- ропа. Искусство и культура: Сб. статей в честь В. Н. Лазарева. — М.: Наука, 1973. — С. 179–182.
  • Дионисий «живописец пресловущий». К 500-летию росписи Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Каталог выставки / Ред. Е. В. Гладышева, Э. К. Гусева, Л. В. Нерсесян, Г. В. Попов. — М.: Северный Паломник, 2002. — 304 с.
  • Житие Сергия Радонежского / Пер. М. Ф. Антоновой и Д. М. Буланина // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 6: XIV ‒ середина XV века. — СПб.: Наука, 1999. — С. 254–411.
  • Иконы Великого Новгорода XI ‒ начала XVI века / Новгородский государственный объединенный музей-заповедник. / Авт. Гладышева Е. В., Игнашина Е. В., Комарова Ю. Б. и др. — М.: Северный паломник, 2008. — 552 с.
  • Иконы Владимира и Суздаля / Авт. описаний Быкова М. А., Гладышева Е. В., Горматюк А. А. и др. — М.: Северный паломник, 2006. — 576 с.
  • Иконы Пскова / Авт. описаний Васильева О. А., Лагунин И. И. — М.: Северный паломник, 2008. — 512 с.
  • Иконы XIII–XVI вв. в собрании Музея имени Андрея Рублева / Ред.-сост. Л. М. Евсеева. — М.: Северный паломник, 2007. — 620 с.
  • Иконы Успенского собора Московского Кремля. Вторая половина XV – XVI в. Каталог / отв.ред. Т. В. Толстая (в печати).
  • Искусство рязанских земель / Авт.-сост. Н. В. Дмитриева, Г. С. Клокова, А. В. Силкин. — М.: Сорек, 1993. — 158 с.
  • Косцова А. С. Древнерусская живопись в собрании Эрмитажа. — СПб.: Искусство, 1992. — 488 с.
  • Ламанский В. И. Старинная русская картография // Вестник Императорского Русского географического общества. — 1859. — ч. 27. отд. V. — С. 1–18.
  • Маясова Н. А. Памятник с Соловецких островов. Икона «Богоматерь Боголюбская с житиями Зосимы и Савватия». 1545 г. — Л.: Аврора, 1970. — 40 с.
  • Мильчик М. И. Архитектурный ансамбль Соловецкого монастыря в памятниках древнерусской живописи // Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов / Под общ. ред. Д. С. Лихачева. — М.: Искусство, 1980. — С. 232–267.
  • Нерсесян Л. В. Дионисий иконник и фрески Ферапонтова монастыря. — М.: Северный паломник, 2006. — 168 с.
  • Озерская Е. А. образ Града Божьего в сценах Жития Сергия Радонежского из Сергиевской церкви Новгородского детинца // Древнерусское искусство: Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV–XV веков. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. — С. 95–107.
  • Описи Соловецкого монастыря XVI в. / Сост. З. В. Дмитриева, Е. В. Крушельницкая, М. И. Мильчик; отв. ред. М. И. Мильчик. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. — 357 с.
  • Опись архива Посольского приказа 1626 года [Текст] / Под ред. д-ра ист. наук С. О. Шмидта. — М.: [б. и.], 1977. — ч. 1, 2. — 416 с., 102 с.
  • Повесть о Зосиме и Савватии: Факсимильное воспроизведение / Авт. научно-справочного аппарата: М. М. Черниловская, Г. В. Попов, Б. П. Журавский; науч. ред. О. А. Князевская. — М.: Книга, 1986. — 479 с.
  • [Попов Г. В.]. Троицкий образ преподобного Сергия Радонежского /— М.: [б. и.], 2010. — 144 с.
  • Ромашкевич Т. А. Роспись церкви Сергия Радонежского в Новгородском детинце // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1977. — М.: Наука, 1977. — С. 225–236.
  • Святая Русь. Шедевры русского искусства IX–XIX веков. Каталог выставки [Изд. подготовлено к выставке в ГТГ 26 мая – 14 августа 2011] / Авт.-сост. Л. В. Нерсесян, Е. М. Саенкова. — М.: Сканрус, 2011. — 112 с.
  • Святой Николай Мирликийский в произведениях XII–XIX столетий из собраний Русского музея / Науч. ред. И. Д. Соловьева. [Альманах. ГРМ. Вып. 132]. — СПб.: Palace Editions, 2006. — 248 с.
  • Смирнова Э. С. образ монашества в русской живописи второй половины XIV века // Древнерусское искусство: Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV–XV вв. — СПб., Дмитрий Буланин,1998. — С. 63–78.
  • Смирнова Э. С. «Смотря на образ древних живописцев...» Тема почитания икон в искусстве средневековой Руси. — М.: Северный паломник, 2007. — 384 с.
  • Смирнова Э. С. Искусство книги в средневековой Руси. Лицевые рукописи Великого Новгорода. XV век / [Мин. культуры Российской Федерации. Гос. ин-т искусствознания]. — М.: Северный паломник, 2011. — 560 с.
  • Три описи Иосифо-Волоколамского монастыря XVI века / Подг. текстов и публ. Т. И. Шабловой.— СПб: Реноме, 2014. — 192 с.
  • Шалина И. А. Иконы новгородского Антониева монастыря второй четверти – середины XVI века из собрания Русского музея // Новгород и Новгородская земля. Искусство и реставрация. — Великий Новгород: [б. и.], 2011. — Вып. 4. — С. 194–220.
  • Шесть веков русской иконы. Новые открытия. Выставка из частных собраний к 60-летию Музея имени Андрея Рублева / Ред.-сост. Н. И. Комашко. — М.: Индрик, 2007. — 208 с.
  • Architecture as Icon: Perception and Representation of Architecture in Byzantine Art / S. Ćurčić and E. Hatzitrifonos (ed.), with contrib. of K. E. McVey and H. G. Saradi. — Princeton: Princeton University Art museum, 2010. — 356 p.
  • Αχειμαστού-Ποταμιανού Μ. Εικόνες του Βυζαντινού Μουσείου Αθηνών. — Αθήνα: Ταμείο Αρχαιολογικών Πόρων, 1998. — 308 σ.