Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-3-27
Заголовок |
Западноевропейский источник и семантика иконографического типа «Великий архиерей с распятием и Эммануилом»: к вопросу о тройных изображениях Христа. |
Автор |
Маиер П. В. |
email |
polinamaier@yahoo.de |
Сведения об авторе |
Маиер Полина Вячеславовна — аспирант, научный сотрудник. Вюрцбургский университет им. Юлиуса и Максимилиана. Зандерринг, 2, Вюрцбург, 97070, Германия. |
В рубрике |
Древнерусское искусство |
DOI | 10.18688/aa166-3-27 |
Год |
2016 |
Номер сборника |
6 |
Страницы |
267–278 |
Тип статьи |
Научная статья |
Индекс УДК |
75.046; 75.033.4/.5 |
Индекс ББК |
85.14 |
Аннотация |
Объектом научной рефлексии стали иконографические новшества икон макарьевского заказа. Внимание автора сосредоточено на комбинированных христологических типах, сочетающих образы, построенные по принципу символического реализма, с метаисторическими изображениями Христа. В результате практической и теоретической разработки таких иконографий в середине XVI в. получили распространение несколько иконографических типов со множественными изображениями Христа. один из них — Великий Архиерей с Распятием и Эммануилом — был вдохновлен францисканской композицией Quinitas. Западный принцип построения комбинированного изображения, выражающего определенную богословскую сентенцию путем визуальной градации и субординации, был знаком новгородско-псковской иконописи. Схема Quinitas подверглась существенной редукции и соотносилась с существующими традиционными иконографическими схемами. Совмещение в едином семантическом поле иконы нескольких изображений Христа подчеркивало идентичность Христа до, в и после инкарнации. Метаисторический Христос до и после Воплощения изображался по пророческим видениям. Рассмотренный иконографический тип представляет собой пример оригинального русского визуального богословия, где принцип комбинаторики отвечает императиву собирательства, ставшему ключевым в деятельности Макария. Взаимодействие западной и русской художественных традиций в рассмотренном конкретном случае протекало как ассимиляция францисканского образца.
|
Ключевые слова |
|
Библиографическая ссылка |
Маиер П. В. Западноевропейский источник и семантика иконографического типа «Великий архиерей с распятием и Эммануилом»: к вопросу о тройных изображениях Христа. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 267–278. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-3-27
|
|
Полный текст статьи |
Язык статьи |
русский |
Список цитируемой литературы |
- Андреев Н. Е. Митрополит Макарий как деятель религиозного искусства // Seminarium Kondakovianum. — 1935. — Т. 7. — С. 227–244.
- Голейзовский Н. К. Два эпизода из деятельности новгородского архиепископа Геннадия // Византийский временник. — 1980. — Т. 41. — С. 125–140.
- Головкова Д. С. Икона «Богоматерь Неопалимая Купина» из Ферапонтова монастыря и ее реставрация // Ферапонтовский сборник. — 2010. — Вып 8. — С. 25–30.
- Гордиенко Э. А. Новгород в XVI веке и его духовная жизнь. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. — 465 с.
- Горский А. В., прот. Максим Грек, святогорец // Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. ч. 18. Кн. 2. — М.: Московская Духовная академия, 1859. — С. 144–192.
- Квливидзе Н. В. Западноевропейские источники иконографии «четырехчастной» иконы из Благовещенского собора // Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси, Западной Европы. Материалы научной конференции 2008. — М.: Изд-во Московского университета, 2008. — С. 175–190.
- Косцова А. С., Побединская А. Г. Русские иконы XVI – начала XX века с надписями, подписями и датами. Каталог выставки. — Л.: Изд-во ГЭ, 1990. — 150 с.
- Лаурина В. К. Новгородская иконопись конца XV – начала XVI века и московское искусство // Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV–XVI вв. — М.: Наука, 1970. — С. 386–436.
- Лихачев Н. П. Материалы для истории русскаго иконописания. Атлас снимков. ч. 2 (Табл. 211– 419). — СПб.: Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1906. — 20+210 с.
- Маиер П. В. Фресковая группа «И почи Бог в день седьмый» из Успенского собора Свияжска: К проблеме типологизации метаисторических изображений Христа середины XVI века (в печати).
- Мансветов И. Д. об изображении Распятия на лжице, находящейся в Антониевом монастыре в Новгороде // Древности. Труды Императорского археологического Московского общества. — 1874. — Т. 4. — Вып. 2. — С. 37–48.
- Петрова Л. Л., Петрова Н. В., Щурина Е. Г., Головкова Д. С. Иконы Кирилло-Белозерского музея- заповедника. — М.: Северный паломник, 2003. — 320 с.
- Подобедова О. И. Московская школа живописи при Иване IV: Работы в Московском Кремле 40–70-х годов XVI в. — М.: Наука, 1972. — 198 с.
- Припачкин И. А. Иконография Господа Иисуса Христа. — М.: Паломник, 2001. — 223 с.
- Пуцко В. Г. «четырехчастная» икона Благовещенского собора и «латинские мудрования» в русской живописи XVI века // Благовещенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. — М.: ИМА-Пресс, 1999. — С. 218–235.
- Розыск, или Список о богохульных строках и о сумнении святых честных икон диака Ивана Михайлова сына Висковатаго / Бодянский О., изд. // чоИДР. — 1858. — Кн. 2. Разд. 3. — С. 1–42.
- Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерусской живописи. — М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2007. — 750 с.
- Сарабьянов В. Д. История архитектурных и художественных памятников Ферапонтова монастыря. ч. 2 // Ферапонтовский сборник. — 1991. — Вып. 3. — С. 37–118.
- Dobrzeniecki T. The Toruń Quinity in the National Museum in Warsaw // The Art Bulletin. — 1964. —Vol. 46 (3). — P. 380–387.
- Felmy K. Ch. Das Buch der Christus-Ikonen. — Freiburg: Herder, 2004. — 192 S.
- Łoś W. Program ikonograficzny kwatery Świętej Trójcy poliptyku Toruńskiego // Teka Komisji Historii Sztuki / Poklewski (ed.). T. 7: Sztuka Torunia i ziemi chełmińskiej 1233–1815: materiały sesji naukowej zorganizowanej dla uczczenia jubileuszu 750-lecia Torunia w dniach 18–20 VI 1983 r. — Warszawa — Poznan — Torun: Towarzystwo Naukowe w Toruniu, 1986. — S. 121–134.
- Michowska M. Ze studiów nad XIV-wiecznym poliptykiem toruńskim // Teka Komisji Historii Sztuki. — Torun: Wydawnictwo Towarzystwa Naukowego w Toruniu, 1961. — T. 2. — S. 119–212.
- Miller D. B. The Lübeckers Bartholomäus Ghotan and Nicolaus Bülow in Novgorod and Moscow and the Problem of Early Western Influences on Russian Culture // Viator. Medieval and Renaissance Studies. — 1978. — Vol. 9. — P. 395–412.
- Myslivec J. Liturgické hymny jako náměty ruských ikon // Byzantinoslavica. — 1931. — Ročník III. — S. 462–499.
- Preisinger R. Lignum vitae. Zum Verhältnis materieller Bilder und mentaler Bildpraxis im Mittelalter. — Paderborn: Wilhelm Fink, 2014. — 304 S.
|