Аннотация |
После углубленных научных изысканий отто Демуса Ренато Полакко внимание исследователей привлекали лишь отдельные элементы сложной структуры внутреннего портала собора Сан Марко в Венеции. Не сложилось единого мнения ни о хронологической последовательности появления рядов, составляющих портал, ни о его первоначальном оформлении. Стилистический анализ мозаик был привлечен для прояснения вопросов, связанных с хронологией византийских мастерских со второй половины XI до начала XII в. Были высказаны новые суждения о дверях, доставленных в Венецию в последней четверти XI в., одна из них сейчас используется в главном портале.
Многие вопросы до сих пор остаются неразрешенными. одни касаются структуры портала — состояла ли она первоначально из трех рядов или из четырех, если принять во внимание гипотетиче- ски существовавший свод, разрушенный в XVI в., чтобы создать световой колодец? Другие — стилистических уровней в пределах каждого ряда, возникновение которых может быть объяснено как реставрационными вмешательствами, так и разной значимостью фигур или одновременной работой нескольких мастеров. Немало вопросов вызывает дверь главного портала. Нынешняя дверь была преподнесена Лео да Молино (умер в 1138 г.), почетным прокуратором Сан Марко, в 1112 г. Следовательно, ее следует датировать десятью или тридцатью годами позже, чем портал, если признать, что первая фаза создания портала была закончена в первой четверти XI в.
Эти проблемы нуждаются в пересмотре с использованием комплексного метода. Необходимо прояснить хронологические фазы создания архитектурной структуры с применением техник, подобных геофизическому методу, в том числе направленных на анализ смальты, а также сравнительного подхода, соотносящего различные реставрации и сведения мультиспектрального анализа с документами, которые хранятся в архивах Прокуратории Сан Марко. В основе такого подхода — изучение мозаик в структурном, материальном, посвятительном и идеологическом контексте, призванное дать ответы на старые и новые вопросы.
|
Список цитируемой литературы |
- Andreescu Treadgold I. I primi mosaicisti a San Marco. Storia dell’arte marciana: I mosaici. Atti del convegno internazionale di studi. Venezia, 11–14 ottobre 1994. Venezia, Marsilio Publ., 1997, pp. 87–104 (in Italian).
- Andreescu Treadgold I. The Mosaics of Venice and the Venetian Lagoon: Thirty- five Years of Research at Torcello. Arte Medievale, 2013, vol. 54, pp. 193–206.
- Brenk B. Zur Funktion des Atriums von San Marco in Venedig. The Atrium of San Marco in Venice: The Genesis and Medieval Reality of the Genesis Mosaics. Berlin, Gebr. Mann Verlag Publ., 2014, pp. 49–74 (in German).
- Brenk B. I volti delle botteghe bizantine. Nuove osservazioni e conclusioni sulle tecniche dei mosaicisti nella Cappella Palatina di Palermo. Arte Medievale, 2013, vol. 54, pp. 237–256 (in Italian).
- Büchsel M.; Kessler H. L.; Müller R. (eds.) The Atrium of San Marco in Venice: The Genesis and Medieval Reality of the Genesis Mosaics. Berlin, Gebr. Mann Verlag Publ., 2014. 280 p. (in German).
- Chatzidakis N. La présence de l’higoumène Philothéos dans le catholicon de Saint-Luc en Phocide (Hosios Loukas). Nouvelles remarques. Cahiers Archéologiques, 2012, vol. 54, pp. 17–32 (in French).
- Cormack R. Viewing the Mosaics of the Monasteries of Hosios Loukas, Daphni and the Church of Santa Maria Assunta, Tocello. New Light on Old Glass. Recent Research on Byzantine Mosaics and Glass. London, British Museum Publ., 2013, pp. 242–253.
- Diez E.; Demus O. Byzantine Mosaics in Greece. Hosios Loukas & Daphni. Cambridge, Harvard University Press Publ., 1931. 117 p.
- Demus O. The Mosaics of San Marco in Venice, 4 vols. Chicago — London, University of Chicago Press Publ., 1984.
- Filipova A. Santo, Vescovo e Confessore. L’immagine di Apollinare nei mosaici di Classe. L’évêque, l’image et la mort: identité et mémoire au Moyen Âge. Roma, Viella Publ., 2014, pp. 431–444 (in Italian).
- Forlati B. and F. Due porte bizantine di San Marco nella storia e nell’arte. Le porte bizantine di San Marco. Venezia, Studium cattolico veneziano Publ., 1969, pp. 9–21 (in Italian).
- James L. Mosaic Matters: Questions of Manufacturing and Mosaicists in the Mosaics of San Marco, Venice. San Marco, Byzantium and the Myths of Venice. Washington, Dumbarton Oaks Research Library and Collections Publ., 2010, pp. 227–243.
- James L. Byzantine Glass Mosaic Tesserae: Some Material Consideration. Byzantine and Modern Greek Studies, 2006, vol. 30, pp. 29–48.
- James L. What Color were Byzantine Mosaics. Medieval Mosaics. Light, Color, Materials. Florence, Silvana Editoriale Publ., 2000, pp. 35–46.
- Maguire H.; Nelson R. S. (eds.) San Marco, Byzantium and the Myths of Venice. Washington, Dumbarton Oaks Research Library and Collections Publ., 2010. 295 p.
- Paribeni A. Le porte ageminate della basilica di S. Marco a Venezia tra storia e committenza. Le porte del paradiso. Arte e tecnologia bizantina tra Italia e Mediterraneo. Roma, Campisano Editore Publ., 2009, pp. 301–317 (in Italian).
- Polacco R. La basilica d’oro. Milano, Berenice Publ., 1991. 352 p. (in Italian).
- Rentetzi E. Le in uenze mediobizantine nei mosaici dell’arcone della Passione della basilica marciana. Arte Documento. Rivista di Storia e tutela dei Beni Culturali, 2000, vol. 14, pp. 50–53 (in Italian).
- Rentetzi E. Mosaici del monastero di Hosios Lukas in Focide e della basilica marciana: parentele stilistiche. Arte Documento. Rivista di Storia e tutela dei Beni Culturali, 2002, vol. 16, pp. 66–71 (in Italian).
- Silvestri A.; Tonietto S.; Molin G.; Guerriero P. e Palaeo-Christian Glass Mosaic of St. Maria Mater Domini (Vicenza, Italy): Multi-Methodological Study of Tesserae and Comparisons with Coeval Mosaic of St. Prosdocimus in Padova. European Journal of Mineralogy, 2015, vol. 27, pp. 225 245.
- Terry A.; Maguire H. Dynamic Splendor. The Wall Mosaics in the Cathedral of Eufrasius at Poreč, 2 vols. University Park, Pennsylvania University Press Publ., 2007.
- Toesca P.; Forlati F. Mosaici di San Marco. Milano, Silvana editoriale d’arte Publ., 1957. 43 p. (in Italian).
- Valenzano G. La basilica di San Zeno in Verona. Problemi architettonici. Vicenza, Neri Pozza editore Publ., 1993. 254 p. (in Italian).
- Valenzano G. San Zeno a Verona. Veneto Romanico. Milano, Jaca Book Publ., 2008, pp. 129–145 (in Italian).
- Vio E. Le porte bizantine di Venezia: storia e restauro. Le porte del paradiso. Arte e tecnologia bizantina tra Italia e Mediterraneo. Roma, Campisano Editore Publ., 2009, pp. 283–300 (in Italian).
- Zuliani F. Considerazioni sul lessico architettonico della San Marco contariniana. Arte Veneta, 1975, vol. 29, pp. 50–59 (in Italian).
- Zuliani F. Il cantiere di San Marco e la cultura gurativa veneziana no al sec. XIII. Storia di Venezia, L’arte. Roma, Istituto della enciclopedia italiana Publ., 1994, pp. 21–144 (in Italian).
- Zuliani F. Nuove proposte per la veste architettonica della San Marco contariniana. Storia dell’arte marciana: l’architettura. Atti del convegno di Storia dell’ arte marciana (Venezia 11–14 ottobre 1994). Venezia, Marsilio Publ., 1997, pp. 153–163 (in Italian).
- Zuliani F. (ed.) Veneto Romanico. Milano, Jaca book Publ., 2008. 351 p. (in Italian).
|