Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-2-13
Заголовок Тема сбора винограда в изобразительной традиции поздней Античности, раннего христианства и в искусстве сасанидского Ирана.
Автор email mikalil@mail.ru
Сведения об авторе Микаелян Лилит Шаваршовна — преподаватель. Ереванский государственный университет (ЕГУ), ул. Алека Манукяна, д. 1, Ереван, Армения, 0025.
В рубрике Восточнохристианское искусство DOI10.18688/aa166-2-13
Год 2016 Номер сборника 6 Страницы 124132
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.033.1/ 7.032(37)’04/ 7.032(355) Индекс ББК 85.14
Аннотация

В позднеантичном и раннехристианском искусстве известен ряд тем, которые встречаются и в искусстве сасанидского Ирана, среди них — сцена сбора винограда. Параллельное рассмотрение и сравнительный анализ данной темы в трех культурных традициях пока не нашли должного внимания в специальной литературе и нуждаются в отдельном исследовании.

Сцены сбора винограда впервые появились в античном искусстве и были связаны с культом Диониса. В позднеантичную и раннехристианскую эпохи они часто изображались на напольных и настенных мозаиках Рима и восточно-римских провинций, а также на мраморных саркофагах. В христианской традиции сцены сбора винограда были переосмыслены в соответствии с христианской религиозной традицией, где вино стало символом искупительной жертвы Христа и таинства Евхаристии.

В раннесредневековом искусстве Армении тема сбора винограда известна на рельефе VI–VII вв. из Двина, а в дальнейшем на фасаде церкви Святого Креста на острове Ахтамар (X в.). В искусстве сасанидского Ирана она встречается на серебряных сосудах и блюдах VI–VII вв. В данных сценах, так же как и на раннехристианских мозаиках виноградные гроздья имеют огромные размеры, часто они вполовину роста фигур людей и животных. Эта иконографическая деталь, общая как для сасанидских, так и для христианских памятников, подчеркивала аллегорический характер сцен, в основе которых лежал символический образ Небесного Рая.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Микаелян Л. Ш. Тема сбора винограда в изобразительной традиции поздней Античности, раннего христианства и в искусстве сасанидского Ирана. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 124–132. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-2-13
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Авеста в русских переводах (1861–1996) / Составление, общая редакция, примечания и справочный раздел И. В. Рака. — СПб.: Журнал «Нева», Летний сад, 1998. — 480 с.
  • Аракелян Б. Н. Армянская мозаика IV–VII вв. // ВоН. — 1971. — No 3 — С. 17–25.
  • Асратян М. М. Армянская архитектура раннего христианства. — М.: Инкомбук, 2000. — 400 с.
  • Казарян А. Ю. церковная архитектура стран Закавказья VII века: формирование и развитие традиции. в 4-х тт. — М.: Локус Станди, 2012. — Т. II — 640 с., Т. III — 692 с.
  • Кузина Н. В. К вопросу о происхождении культа Диониса // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2013. — No 4 (1). — С. 252–259.
  • Орбели И. А. Памятники армянского зодчества на острове Ахтамар // Орбели И. А. Избранные труды, Т. I. — M.: Наука, 1968. — 588 с.
  • Тер-Мартиросов Ф. И. Медвежонок и другие персонажи армянской мифологии. — Ереван: Армянский центр стратегических и национальных исследований, 1995. — 61 с.
  • Тревер К. В., Луконин В. Г. Сасанидское серебро. Собрание Государственного Эрмитажа. Художественная культура Ирана III–VIII веков. — М.: Искусство, 1987. — 157 с.
  • Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Пер. с англ. и вступительная статья А. Майкапара — М.: Крон-пресс, 1996. — 656 с.
  • Хуршудян Э. Ш. Армения и сасанидский Иран (Историко-культурологическое исследование). — Алматы: Print-S, 2003. — 474 с.
  • Bianchi Bandinelli R. Rome. La n de L’art antique. — Paris: Gallimard, 1970. — 477 p.
  • Grabar A. Le premier art chrétien (200–395). — Paris: Gallimard, 1966. — 330 p.
  • Grabar A. L’age d’or de Justinien. De la mort de éodose à l’ Islam. — Paris: Gallimard, 1966. — 412 p.
  • Harper P. O. The Royal Hunter. Art of e Sasanian Empire. — New York: Asia House Gallery, 1978. — 176 p.
  • Piccirillo M. The Mosaics of Jordan. — Amman: American Center of Oriental Research, 1993. — 383 p.
  • Sasanian Silver. Late Antique and Mediaeval Arts of Luxury from Iran / M. Carter, O. Grabar (ed. by).— Michigan: The University of Michigan Museum of Art, 1967. — 158 p.
  • Պետրոսյան Հ. Լ. Հայ միջնադարյան պատկերացումները իդեալական կենսատարածքի եւ կենսընթացի մասին. աշխարհը որպես այգի // Հանդէս Ամսօրեայ. — Երեւան, 2002. — էջ 411–440 (Петросян Г. Л. Армянские средневековые представления об идеальном мире и пространстве. Мир как сад // Андес амсорйа. — Ереван, 2002. — No 1–12. — С. 411–440).
  • Պետրոսյան Հ. Լ. Խաչքար: Ծագումը, գործառույթը, պատկերագրությունը, իմաստաբանությունը. — Երեւան, 2008. — 406 էջ (Петросян Г. Л. Хачкар: генезис, функции, иконография, семантика. — Ереван: Принтинфо, 2008. — 406 с.).
  • The Metropolitan Museum of Art, the Collection Online, Hemispherical Bowl with Scenes of Wine Making. URL: http://www.metmuseum.org/art/collection/search/326008?pos=3 (дата обращения: 15.01.2016).
  • Two-handled Jar (Amphora) // Museum of Fine arts, Boston: Art of the Ancient World. URL: http:// www.mfa.org/node/9416 (accessed 12 January 2016).
  • Wellmann M. Bär / Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenscha // Эл. версия Реальной энциклопедии науки о классической древности: RE:Bär — Wikisource. URL: https:// de.m.wikisource.org/wiki/RE:B%C3%A4r (дата обращения: 20.01.2016).