Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-1-5
Заголовок Растительные мотивы в южноиталийской вазописи: проблемы изучения.
Автор email kifishinaoks@gmail.com
Сведения об авторе Кифишина Оксана Анатольевна — кандидат искусствоведения, доцент. Московский педагогический государственный университет (МПГУ), ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1, Москва, Российская Федерация, 119991.
В рубрике Искусство Древнего мира DOI10.18688/aa166-1-5
Год 2016 Номер сборника 6 Страницы 5262
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.032(38)’02”-5-4 Индекс ББК 85.14
Аннотация

Статья посвящена проблемам исследования растительных мотивов в южноиталийской вазописи. Растительный мотив в декоре поздних греческих ваз остается все еще малоизученной темой. Цель исследования — обозначить основной круг проблем, связанных с растительными мотивами краснофигурных ваз Южной Италии. В настоящее время принято изучать растительный мотив в рамках исследования особенностей авторского почерка вазописца. Но также перспективными представляются исследования иконографии античных цветов, в первую очередь арацеи, мака и розы, и анализ их семантики. Последнее особенно эффективно в контексте орфизма и геортологии (или системы праздников) на примере Розалий. Автор показывает, что все эти три блока научных проблем остаются сегодня актуальными. 

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Кифишина О. А. Растительные мотивы в южноиталийской вазописи: проблемы изучения. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 52–62. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-1-5
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Акимова Л. И. Ферейские фрески. опыт анализа мифоритуальной системы: дис... д. иск. — М., 1992. — 702 с.
  • Акимова Л. И. Искусство Древней Греции. Классика. — М.: Азбука-классика, 2007. — 370 с.
  • Златковская Т. Д. К проблеме античного наследства у южных славян и восточных романцев // Советская этнография. — 1978. — No 3. — С. 47–58.
  • Кереньи К. Элевсин. Архетипический образ матери и дочери. — М.: Рефл-бук, 2000. — 284 с.
  • Кифишина О. А. Образ священного древа в поздних греческих вазах (керамика Апулии) // Научные труды МПГУ. Гуманитарные науки. — 2005. — С. 718–720.
  • Кифишина О. А. Священное древо в искусстве и культуре Эллады: дис... к. иск. — М., 2010. — 296 с.
  • Кифишина О. А. «обретение цветка»: к вопросу об интерпретации апулийской вазописи // Дом Бурганова: пространство культуры. — 2015. — No 3. — С. 98–117.
  • Ковалева М. Джованни Антонио Больтраффио // человек и общество. — 2010. — Вып. 1. —С. 99–108.
  • Скржинская М. В. Культурные традиции Эллады в античных городах Северного Причерноморья. — Киев: Институт истории Украины НАН Украины, 2010. — С. 324.
  • Студник Т. М., Цивьян Т. В. Мак в растительном коде основного мифа (Balto-Balcanica) // Балто-славянские исследования. — 1980. — С. 300–317.
  • Уэст М. Орфические поэмы / Пер. с англ. А. С. Кузнецовой и Е. В. Афонасина. URL: www.nsu.ru/classics/Plato/West.pdf (дата обращения: 22.12.2015).
  • Bernabé A. Imago Inferorum Orphica // Mystic Cults in Magna Graecia. — Austin: University of Texas Press, 2009. — P. 95–130.
  • Baumann H. Die griechische P anzenwelt in Mythos, Kunst und Literatur. — München: Hirmer, 1986.— 252 S.
  • Baumann H. Pflanzenbilder auf griechischen Münzen. — München: Hirmer, 2000. — 79 S.
  • Boardman J. Early Creek Vase Painting. 11th–6th Centuries B.C. — London: Thames and Hudson, 1998.— 287 p.
  • Burkert W. Kleine Shriften III. Mystica, Orphica, Pythagorica. — Goettingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2006.— 329 S.
  • Carpenter T. H. Prolegomenon to the Study of Apulian Red-Figure Pottery // American Journal of Archeology. — 2009. — Vol. 113 — No. 1. — P. 27–36.
  • Cook B. F. Greek and Roman Art in the British Museum. — London: British Museum Press, 1976. — 196 p.
  • Detienne M. Les Jardins d’Adonis. La mythologie des aromates en Grèce. — Paris: Gallimard, 1972. — XLVII + 249 p.
  • Hooey A. S. Rosaliae signorum // Harvard Theological Press Review. — 1937. — Vol. 30. — No. 1. — P. 15–35.
  • Jacobsthal P. Ornamente Griechischer Vasen. — Berlin: Frankfurter Verlags-anstalt, 1927. — 245 S.
  • Joret Ch. La rôse dans l’Antiquité et au moyen âge. — Paris: Bouillon, 1892. — 482 p.
  • Kéi N. La fleur, signe de grâce dans la céramique attique // Images Revues. — 2007. — No. 4. — P. 2–16.
  • Meurer M. Vergleichende Formenlehre des Ornaments und der Pflanze, mit besonderer Berucksichtung der Entwicklungsgeschichte der architekton. Kunstformen. — Dresden: Kuhtmann, 1909. — 596 S.
  • Morgan L. The Miniature Wall Painting of era. A Stydy in Aegean Culture and Iconography. — Cambridge: Cambridge University Press, 1988. — XIX + 324 p.
  • Murr Jos. Die Planzenwelt in der griechischen Mythologie. — Innsbruck: Wagner’sche Universitats- Buchhandlung, 1890. — 323 S.
  • Nilsson M. P. Griechische Feste von religioser Bedeutung mit Ausschluß der attischen. — Leipzig: Teubner, 1906. — 490 S.
  • Nilsson M. Rosalia // Paulys Real-Encyclopädie der classischen Altertumswissenscha . Bearb. von G. Wissowa. — Stuttgart, 1914. — Reihe II, Hbbd I. — Sp. 1111–1115.
  • Trendall A. D., Cambitoglou A. The Red-Figured Vases of Apulia. Vol. I: Early and Middle Apulian. — Oxford: Clarendon University Press, 1978. — 442 p., 160 p. of plates: ill., 1 map.
  • Trendall A. D. Red Figure Vases of South Italy and Sicily. — London: Thames and Hudson, 1989. — 288 p.