Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-1-3
Заголовок Мастер Афины 1472: новые атрибуции
Автор email robojat@gmail.com
Сведения об авторе Васько Дмитрий Сергеевич — лаборант отдела Античного мира. Государственный Эрмитаж, Дворцовая наб. д. 34, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 190000.
В рубрике Искусство Древнего мира DOI10.18688/aa166-1-3
Год 2016 Номер сборника 6 Страницы 3141
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.032(38) Индекс ББК 85.12
Аннотация

Статья посвящена творчеству выделенного Дж. Д. Бизли Мастера Афины 1472. Перечислены выявленные ранее произведения этого вазописца, указаны некоторые свойственные им признаки, исходя из которых предложено увеличить список его работ на девятнадцать сосудов: четырнадцать пелик и пять колоколовидных кратеров. Новые атрибуции позволили выделить три класса продукции этого вазописца, соответствующие трем ценовым сегментам рынка. Эскизы для росписей сосудов класса «премиум» создавал, вероятно, Мастер Марсия, ярчайший представитель керченского стиля и ведущий художник мастерской, в которой работал Мастер Афины 1472. В росписях часто воспроизводились типы фигур, созданные в произведениях монументального искусства. Неоднородная и не всегда самостоятельная продукция Мастера Афины 1472 может быть отнесена к керченскому стилю, более или менее ярко выраженному в его работах.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Васько Д. С. Мастер Афины 1472: новые атрибуции // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 31–41. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-1-3
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Букина А. Г., Петракова А. Е. Две пелики из раскопок Дюбрюкса в коллекции античных ваз Марии Федоровны // Кучумовские чтения. Сборник докладов научной конференции 2015 г. Атрибуция, история и судьба предметов из императорских коллекций / Под общ. ред. А. Н. Гузанова. — СПб.: ГМЗ «Павловск», 2015. — С. 45–60.
  • Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. — М.: АЛьФА-КНИГА, 2008. — 1278 с.
  • Васько Д. С. Понятие «керченский стиль» как терминологическая проблема в изучении античной вазописи // Архитектон: известия вузов. — No 50. — Июнь 2015. URL: http://archvuz.ru/2015_2/20 (дата обращения: 28.01.2016).
  • Зедльмайр Г. Искусство и истина. Теория и метод истории искусства. — СПб.: Axioma, 2000. — 272 с.
  • Кобылина М. М. Поздние боспорские пелики // МИА. 1951. XIX. — С. 136–170.
  • Отчет Императорской Археологической Комиссии за 1875 год. — СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1878. — 224 с.
  • Петренко К. В. Элементы орнамента на пеликах керченского стиля // Античные коллекции из раскопок Северного Причерноморья. — М.: Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, 1994. — С. 137–154.
  • Полцарства за коня... Лошадь в мировой культуре. Произведения из собрания Государственного Эрмитажа. Каталог выставки. — СПб.: Славия, 2006. — 255 с.
  • Прозоровский Д. И. опись предметов, хранящихся в музее Императорского русского археологического общества. — СПб.: Типипография Императорской Академии Наук, 1869. — 148 с.
  • Фармаковский Б. В. Аттическая вазовая живопись и ее отношение к искусству монументальному в эпоху непосредственно после греко-персидских войн. — СПб.: Типография И. Н. Скороходова, 1902. — VII, [1], 615, [1], 254 с.
  • Шталь И. В. Свод мифо-эпических сюжетов античной вазовой росписи по музеям Российской Федерации и стран СНГ (пелики, IV в. до н. э., керченский стиль). — М.: оЛМА-Пресс, 2000. — 224 с.
  • Штерн Э. Р. Расписная ваза из Керчи // Записки одесского общества Истории и Древностей. 1896. XIX. — С. 94–109.
  • Ягги О., Лазенкова Л. Аттические краснофигурные вазы IV в. до н. э.: из собрания Керченского историко-культурного заповедника — Киев: Мистецтво, 2012. — 344 с.
  • Al eri N. Un nuovo vaso attico con Teseo e il toro maratonio // Numismatica e antichità classiche. Quaderni ticinesi. — 1978. — VII. — Р. 75–82.
  • Ancient Art of the Mediterranean World & Ancient Coins. Catalogue No. 7, 11.04.1991. — Zurich: NAAG, 1991. — 154 p.
  • BAPD — Classical Art Research Centre Extensible Database. URL: http://www.beazley.ox.ac.uk/xdb/ASP/default.asp (accessed 27 February 2015).
  • Beazley J. D. Attic Red-Figure Vase-Painters. — Oxford: Clarendon Press, 1963. — 2036 p.
  • Beazley J. D. Paralipomena: Additions to Attic Black-Figure Vase-Painters and to Attic Red-Figure Vase-Painters (second edition). — Oxford: Clarendon Press, 1971. — 679 p.
  • Böhr E. CVA Tübingen, Band 4 (Germany 52). — München: Beck, 1984. — 118 p.
  • Compte-rendu de la Commission Impériale Archéologique: pour l’année 1875. Atlas. — Saint-Peterburg: Impr. de l’Académie impériale des sciences, 1878. — 7 Pl.
  • Favaretto I. Ceramica greca, italiota ed etrusca del Museo provinciale di Torcello. — Roma: G. Bretschneider, 1982. — 183 p.
  • Fogolari G. et al. Il Museo di Torcello, Bronzi, ceramiche, marmi di eta antica. — Venezia: Marsilio, 1993. — 159 p.
  • Hornbostel W. Kunst der Antike Schätze aus Norddeutschem Privatbesitz. — Mainz: Philip von Zabern, 1977. — 556 p.
  • Hoyt S. A. Masters, Pupils and Multiple Images in Greek Red-Figure Vase-Painting. Dissertation. — Ohio, 2006. — 226 p.
  • Kizil A. Some Kerch-Type Pelikai from Mylasa // SOMA 2009: Proceedings of the XIII Symposium on Mediterranean Archaeology. BAR International Series 2200. — Oxford: Archaeopress, 2011. — Р. 1–11.
  • Kogioumtzi D. Untersuchungen zur attisch-rot gurigen Keramikproduktion des 4. Jhs. v. Chr. (Unverö entlichte Dissertation). — Würzburg, 2004. — 347 S.
  • Landol M. Il Pittore Filottrano e la tarda ceramica attica a gure rosse nel Piceno // La ceramique attique du IVe siècle en Mediterranee occidentale. — Naples, 2000. — Р. 77–91.
  • Lapatin K. Kerch-Style Vases: e Finale // e Colors of Clay: Special Techniques in Athenian Vases / Beth Cohen. — Los-Angeles: Getty Publications, 2006. — Р. 318–326.
  • Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae. T. I. — Zürich: Artemis, 1981. — 881 p.
  • Margos R. Une péliké attique à gures rouges du IVe siècle avant J.-C. // Bulletin des Musees Royaux d’Art et d’Histoire Bruxelles 50. — Bruxelles, 1978. — P. 25–48.
  • Moore M. B. Attic Red-Figured and White-Ground Pottery // e Athenian Agora. — Vol. XXX. — Princeton, New Jersey, 1997. — 438 p.
  • Papanastasiou A. Relations between Red-Figured and Black-Glazed Vases in Athens of the 4th Century B.C. BAR International Series 1297. — Oxford: Hedges, 2004 — 273 p.
  • Royal Athena Galleries. Art of the Ancient World. — Vol. XVIII. — 2007. — New-York: Royal-Athena galleries, 2007. — 97 p.
  • Schefold K. Untersuchungen zu den Kertscher Vasen // Archäologische Mitteilungen aus Russischen Sammlungen. — Vol. IV. — Berlin — Leipzig: Walter de Gruyter & Co., 1934. — 162 S.
  • Semeraro G. Una pelike Attica a gure rosse dalla Messapia // Annali della Scuola Normale Superiore di Pisa. Classe di Lettere e Filoso a. — Serie III, Vol. XXIV, 2–3. — Pisa, 1994. — P. 909–921.
  • Sidorova N., Tugusheva O. Corpus Vasorum Antiquorum Russia 6. Pushkin State Museum of Fine Arts. Moscow. Attic Red-Figured Vases. — Roma: “L’Erma” di Bretschneider, 2003. — 160 p.
  • Sutton R. The Invention of the Female Nude: Zeuxis, Vase-Painting, and the Kneeling Bather // Athenian Potters and Painters II. — Oxford: Oxbow Books, 2009. — Р. 270–279.
  • The University of Queensland, Australia. RD Milns Antiquities museum. Attic Pottery Red-Figure Ware: Pelike. URL: http://www.uq.edu.au/antiquities/69-004 (аccessed 31 January 2016).
  • Σουέρεφ Κ. Η περιοχή του Ωραιοκάστρου κατά την αρχαιότητα // Ωραιόκαστρο. Ιστορία 35 αιώνων /γενική επιμέλια Ε. Χεκίμογλου. — Ωραιόκαστρο, 2010. – Σ. 9–24.