Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa155-6-60
Заголовок |
Ордерные интерьеры в архитектуре Петербурга |
Автор |
Блинова Е. К. |
email |
elena-blinova@yandex.ru |
Сведения об авторе |
Блинова Елена Константиновна — доктор искусствоведения, профессор. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, наб. р. Мойки, 48, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 190186 |
В рубрике |
Искусство XVIII–XIX веков в России: русский взгляд на классические традиции |
DOI | 10.18688/aa155-6-60 |
Год |
2015 |
Номер сборника |
5 |
Страницы |
555–562 |
Тип статьи |
Научная статья |
Индекс УДК |
72.014, 159.937.2 (2) |
Индекс ББК |
85.11 |
Аннотация |
Ордер как архитектурно-художественная система получил развитие в интерьерах зданий и сооружений Петербурга, где использование ордерных форм и ордерных композиций в течение трехсот лет проводилось глубоко и последовательно. В Петербурге насчитывается около четырех тысяч ордерных интерьеров. Постоянно запечатлеваясь в нашей памяти, ордер формирует в сознании перцептивный навык восприятия, создавая ощущение образного ансамбля, и целостной связи экстерьера и интерьера.
В петербургских интерьерах ордер преодолевает стилистический полифонизм и наследует античности по всем направлениям композиционного развития. Ордерные композиции — назовем их «внутренним ордером» — это значимые элементы убранства интерьеров различных типов и назначения. В петербургских интерьерах разработан весь тезаурус ордерной системы, применены различные типы ордерных систем; пропорциональный строй и изменение пропорций ордеров находятся в зависимости от характера и размеров архитектурных пространств. Архитекторы, сохраняя все композиционные принципы ордерной системы в новых условиях, в снятом виде, проводят глубинный анализ «чужого» языка, создают путем разработки новых ордерных композиций актуальные художественные образы, и тем самым формируют новое сознание.
|
Ключевые слова |
|
Библиографическая ссылка |
Блинова Е. К. Ордерные интерьеры в архитектуре Петербурга // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2015. С. 555–562. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-6-60
|
|
Полный текст статьи |
Язык статьи |
русский |
Список цитируемой литературы |
- Анциферов Н. П. Непостижимый город. – Л.: Лениздат, 1991. – 335 с.
- Вешняковская Е. Информационная революция: в кого мы превращаемся? // Наука и жизнь. – 2012. – № 1 – С. 2–9.
- Гуляницкий Н. Ф. О своеобразии и преемственных связях ордерного языка в русской архитектуре // Архитектурное наследство. – 1975. – Вып. 23. – С. 14–26. Кулешов С. Г. Документ как исторический источник: свойство, состояние, статус. – URL: http://www.opentextnn.ru/history/istochnik/problems (дата обращения:19.02.2015).
- Культурный ландшафт как объект наследия / Под ред. Ю. А. Веденина, М. Е. Кулешовой. – М.: Институт наследия, СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. – 620 с.
- Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве. – СПб.: «Азбука», 1998. – 224 с.
- Андрей Андреевич Оль (1883–1958) // Мастера советской архитектуры об архитектуре: в 2-х тт. – М.: Искусство, 1975. – Т. 1. – С. 462–463.
- Трушина Л. Е. Образ города и городской среды: Автореф. дисс. … к. филос. н. – СПб. – 2000. – 19 с.
- Lipps Th. Ästhetik. Psychologie des Schönen und der Kunst. – Hamburg — Leipzig: Voss, 1903–1906 – Bd. 1–2.
|