Аннотация |
С начала XII в. изображение гор в византийской живописи стало особенно тщательно продуманным. Та же тенденция в это время прослеживается и в храмовых стенных росписях Грузии. Ранее предпринимались попытки объяснить такое явление, рассматривая его в контексте стилевых изменений. Однако некоторые росписи дают основания для более широкой трактовки. Автор статьи сосредотачивает внимание на двух типах изображений: гора с огромными корнями, как в стенных росписях храма в Икви (XII в.), и гора с очертаниями в виде человеческого профиля, как в Георгиевской церкви Гелатского монастыря (XIII в.).
Ключ к пониманию первого типа изображений дают средневековые космологические представления: корни следует прежде всего понимать как восходящий к аристотелевской «Метеорологии» космологический аспект образа, олицетворяющий «природу» горы в натурфилософском смысле. Второй тип изображений, рассмотренный в статье, представляет горы со склонами волнообразных очертаний (Павниси, Мацквариши), что также имеет свое космологическое толкование.
С одной стороны, антропоморфизм горы в сцене Вознесения Христа, входящей в состав росписи храма в Гелати, объясняется особым значением самой Масличной горы, с другой же стороны, это обстоятельство может быть связано и с неоплатонизмом известного гелатского философа Иоанэ Петрици.
|
Список цитируемой литературы |
- Aladashvili N. A. The Programme and the System of the Wall Painting in the St. George Church at Ikvi. Studies on Georgian Art. Tbilisi, 2005, vol. IV, pp. 22–26.
- Aleksidze A. Marta-Mariami, gamorcheuli pirovneba bizantiuri da qartuli civilizaciis istoriashi, berznebi shav zgvaze (Martha-Mariam, the Prominent Person in the History of Byzantine and Georgian Civilization. Greeks on the Black sea). Tbilisi, Logos Publ., 2008, pp. 311–317 (in Georgian).
- Aristotle. Meteorology. Webster E. W. (transl.). Available at: The Internet Classics Archive http://classics.mit.edu/ Aristotle/meteorology.html (Accessed March 1, 2015).
- Belting H. Likeness and Presence: a History of the Image before the Era of Art. Chicago, The University of Chicago Press Publ., 1994. 651 p.
- Davit Agmasheneblis istorikosi (Historian of David the Builder). Qartlis cxovreba (Life of Kartli). Tbilisi, Metsniereba Publ., 1955, vol. 1, pp. 328–350 (in Georgian).
- Didebulidze M. Zenobanis macxovris eklesiis moxatuloba (Murals of the Saviour Church at Zenobani. Study in the History of the Georgian Monumental Painting between 1200 and 1250. [Dissertation of Candidate in History of Fine Arts]. Tbilisi, 1990. 190 p. (in Georgian).
- Didebulidze M. Artistic Qualities of the Wall Painting of St. Nikolas Church at Kintsvisi. [Dissertation of Doctor in History of Fine Arts]. Tbilisi, 2006. 250 p. (in Georgian).
- Gukova S. Kosmograficheskii traktat Evstafiia Nikeiskogo (The Cosmological Treatise of Eustrateos of Nicea). Vizantiickii Vremenik (Byzantine Chronicle), 1986, vol. 47, pp. 145–156 (in Russian).
- Gukova S. Cosmology in the System of the Byzantine Science and Education in the 11th–12th centuries. Gorodskaja kultura, Srednevekovie i nachalo Novogo vremeni (Urban Culture. Middle Ages and Early New Times). Leningrad, Nauka Publ., 1986, pp. 27–43 (in Russian).
- Herrin J. Byzantium. The Surprising Life of a Mediaeval Empire. Princeton, Princeton University Press Publ., 2008. 391 p.
- John of Damascus. Watson E. W.; Pullan L. (transl.), Schaff Ph.; Wace H. (eds.). An Exact Exposition of the Orthodox Faith. From Nicene and Post-Nicene Fathers. Buffalo — NY, Christian Literature Publishing Co., 1899.
- Každan A. P.; Wharton Epstein A. Change in Byzantine Culture in the Eleventh and Twelfth century. Berkeley, University of California Press Publ., 1985. 312 p.
- Kiladze C. Shiomgvimis monastris jvartamaglebis tazris moxatuloba (Murals in the Church of “The Holy Cross Triumph” at the Shio-Mghvime Monastery) [Dissertation of Candidate in History of Fine Arts]. Tbilisi, 2005. 172 p. (in Georgian).
- Kizinger E. The Mosaics of St. Mary’s of the Admiral in Palermo. Washington, Dumbarton Oaks Studies Publ., 1990. 484 p.
- Litavrin G. G., Udal’tsova Z. V. (eds.). Kultura Vizantii, vtoraja polovina VII–XII vv. (Byzantine Culture of the Second Half 7th – 12th centuries). Moscow, Nauka Publ., 1989. 680 p. (in Russian).
- Melikishvili D. Gelati — ateni da meore ierusalemi (Gelati — Another Athens and Second Jerusalem). Tbilisi, Metsniereba Publ., 2006. 70 p. (in Georgian).
- Petritsi I. Ganmarteba prokle diadoxosis gvgtismetyvelebis safuzvlebisa (Translation of the “Elements of Theology” of Proclus diadochus). Tbilisi, Metsniereba Publ., 1999. 400 p. (in Georgian).
- Polesso-Schiavon P. Un trattato inedito di Meteorologia di Eustrazio di Nicea. Rivista di Studi bizantini e neoellenici, 1965–1966, vol. 2–3, pp. 284–304 (in Italian).
- Popovich L. Personification in Paleologan Painting, 1261–1453. A Bryn Mawr College Doctoral Thesis. Washington D.C, 1963. 452 p.
- Privalova E. L. Pavnisi. Tbilisi, Metsniereba Publ., 1977. 161 p. (in Russian).
- Talbot Rice D. Three Mountains of Sinai. Vizantia, Iuzhnye Slaviane i Drevniaia Rus‘ (Byzantium, South slovenias, Ancient Russia). Moscow, Nauka Publ., 1973, pp. 172–178 (in Russian).
- Virsaladze T. The Frescoes by the Painter Mikhael Maglakeli at Matskvarishi. Gruzinskaia srednevekovaia monumental’naia zhivopis’ (Mediaeval Georgian Monumental Painting). Tbilisi, Nekeri Publ., 2007, pp. 145–224 (in Russian).
- Wolf G. The Holy Face and the Holy Feet. Some Considerations in Front of the Novgorod Mandylion. Vostochnokhristianskie relikvii (Eastern Christian Relics). Moscow, Progress-Traditsiia Publ., 2003, pp. 281–290.
|