Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa155-2-27
Заголовок Аканфовый орнамент в убранстве собора в Ишхане и его параллели в позднеантичном и раннехристианском искусстве
Автор email arpineas@gmail.com
Сведения об авторе Асрян Арпине Артушевна — младший научный сотрудник. Институт древних рукописей Матенадаран имени св. Месропа Маштоца, пр. Маштоца, 53, Ереван, Армения, 0009
В рубрике Классическое наследие в искусстве византийской ойкумены и за ее пределами DOI10.18688/aa155-2-27
Год 2015 Номер сборника 5 Страницы 270276
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.033 / 7.016.4 Индекс ББК 85.13; 6 3. 3 (5Арм.)
Аннотация

В Х–ХI вв. Тайк переживал беспрецедентный период культурного расцвета, основанного на традициях трех культур: армянской, грузинской и византийской. Среди памятников Тайка именно храм в Ишхане выделяется разнообразием внешнего декора, в репертуар которого помимо прочего входит и растительный орнамент с преобладанием аканфа.

Памятники Тайка недостаточно изучены с точки зрения искусствоведения. Это в первую очередь касается орнаментальных мотивов, являющихся частью архитектурного ансамбля и в известной степени поэтому не ставших предметом самостоятельного изучения. Однако богатое убранство памятников Тайка дает достаточно материала для отдельного исследования, из которого нами был выделен мотив аканфа. Именно аканфовый орнамент размещен на наиболее заметных и важных участках фасада храма в Ишхане, из которых особенно примечательны рамы окон, тимпаны входов, барабан.

Имея античные корни, мотив аканфа нашел широкое применение в раннехристианском искусстве, был унаследован культурой Византии и близлежащих стран, в том числе Армении, где уже в VII в. стал одним из важных элементов декоративного убранства церквей. Аканфовый орнамент храма в Ишхане находит иконографические параллели в позднеантичном и раннехристианском искусстве: на мозаиках, рельефах, в малых архитектурных формах и т. д. Мотив аканфа и его разнообразные вариации в декоре Ишхана получили дальнейшее развитие в церковном зодчестве Закавказья.  

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Асрян А. А. Аканфовый орнамент в убранстве собора в Ишхане и его параллели в позднеантичном и раннехристианском искусстве // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2015. С. 270–276. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-2-27
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Дурново Л. А. Стенная живопись в Аруче (Талин) // Известия АН АССР. – Ереван, 1952. – Вып. 1. – С. 49– 66, илл.
  • Дурново Л. А. Краткая история древнеармянской живописи. – Ереван: Армянское госизд-во, 1957. – 60 с., илл.
  • Казарян А. Ю. Фасадная аркатура армянских и грузинских церквей VII–XI вв. Структурные отличия и взаимосвязь традиций // Armenian Studies Today and Development Perspectives. International Congress. – Yerevan, September 15–20, 2003. Collection of papers. – Yerevan, 2003. – P. 453–463.
  • Казарян А. Ю. Фасадная аркатура в средневековом зодчестве Армении и других стран Востока // Вопросы всеобщей истории архитектуры. Палестина, Италия, Китай, Япония. – Вып. 3. – 2011. – С. 27–59.
  • Казарян А. Ю. Церковная архитектура стран Закавказья VII века: формирование и развитие традиции: в 4-х тт. – М.: Локус Станди, 2012.
  • Картлис цховреба. История Грузии / Под ред. Р. Метревели. – Тбилиси: Артануджи, 2008. – 457 с.
  • Марр Н. Георгiй Мерчуль, Житie св. Григорiя Хандзтiйского. – СПб: Тип. Императорской Академии наук, 1911. – 216 с., илл.
  • Материалы по Археологии Кавказа, собранные экспедициями императорскаго Московскаго Археологическаго Общества, снаряженными на высочайше дарованныя средства. Вып. III / Под ред. графини Уваровой. – М.: Тип. А. И. Мамонтова и Ко, 1893. – 274 с., илл.
  • Православная энциклопедия. / Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II – Т. I. – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 1997. – 370 с.
  • Токарский Н. М. Архитектура древней Армении. – Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1946. – 383 с., илл.
  • Токарский Н. М. Из истории средневекового строительства в Тайском княжестве / Вступ. ст. А. Л. Якобсона, Л. Т. Гюзальяна. – Гл. упр. по охране и использ. памятников истории и культуры при Совете министров АССР. – Ереван: Айастан, 1988. – 74 с.
  • Bandinelli R. B. Rome la fin de l’art antique. – Paris: Editions Gallimard, 1970. – 480 p.
  • Bogisch M. Textile Design as Models for the Architectural Sculpture of Tao-Klarjeti (10th century) // Tao-Klarjeti. Materials of International conference. – Tbilisi, 2010. – Р. 41–54.
  • Djobadze W. Early Medieval Georgian Monasteries in Historical Tao, Klarjet’i and Šavšet’i. – Stuttgart: F. Steiner, 1992. – 255 S.
  • Eastmond A., Jones L. A. A. Robing, Power, and Legitimacy in Armenia and Georgia // S. Gordon (ed.). Robes and Honor: the Medieval World of Investiture. – New York: Palgrave MacMillan, St. Martin’s Press, 2001. – P. 146–191.
  • Ghirshman R. Parthes et Sassanides. – Paris: Editions Gallimard, 1962. – 401 p.
  • Kadiroрlu M. Cross Depictions On Tao-Klarjeti Façades // Logos im Dialogos: Auf der Suche nach der Orthodoxie. Gedenkschrift für Hermann Goltz (1946–2010) / A. Briskina-Müller, A. Drost-Abgarjan, A. Meißner (hrsgg.) – Münster: LIT Verlag, 2011. – 648 S.
  • Oikonomides N. Les listes de preseance byzantines du IXe et Xe siècle. – Paris: Éd. du Centre national de la recherche scientifique, 1972. – 403 p.
  • Piccirillo M. The Mosaics of Jordan. – Amman: American Center of Oriental Research, 1993. – 383 p.
  • Piguet-Panayotova D. The Capitals of Iskhani //Akten des XII. Internationalen Kongresses für Christliche Archeologie: Bonn 22. – 28. September 1991. Teil 2. – Münster: Aschendorff Verlag, 1995. – P. 1107–1113.
  • Piguet-Panayotova D. L’église d’Iskhan: patrimoine culturel et création architecturale // Oriens Christianus. 1991. – Vol. 75. – P. 198–253. 22. Օրմանյան Մ. Ազգապատում. – Հատոր 1. – էջմիածին, 2001. – 1870 էջ (Орманян М. Азгапатум. – Эчмиадзин, 2001. – Т. 1. – 1870 с.)