Заголовок | Трон Карла Великого в Аахене: римская идея и ее воплощение | ||||||||
Автор | Доиг Аллан Джордж | chaplain@lmh.ox.ac.uk | |||||||
Сведения об авторе | Доиг Аллан Джордж – Ph. D., научный сотрудник, профессор и капеллан, Леди Маргарет Холл, Оксфордский университет. The Priory, Hudson Street, Deddington, Oxon OX15 0SW, Великобритания | ||||||||
В рубрике | Античность на ребрах европейского Средневековья | DOI | 10.18688/aa155-4-40 | ||||||
Год | 2015 | Номер сборника | 5 | Страницы | 376–382 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 7.033.4...21; 7.027.2 | Индекс ББК | 85.126; 66.1(0) | ||||
Аннотация |
В статье рассматриваются различные аспекты развития идеологической подоплеки каролингского девиза Renovatio Romani Imperii, призывавшего к возрождению Римской империи. В центре внимания автора трон Карла Великого в базилике Аахена — помимо вопроса о происхождении составляющих его материалов анализируется художественный, архитектурный и обрядовый контекст, проливающий свет на личность короля-императора и особенности его правления. Понятие Romanitas в данном случае — это совокупность идеалов, экстраполированных на Позднюю Римскую империю и то, что от нее сохранилось. Самоидентификация с римской имперской идеей разными способами визуально воплощалась как в повседневных ритуалах, так и в изобразительном искусстве и архитектуре. Отдельные элементы целостной концепции, пережив постепенный распад общественных институтов Западной Римской империи, сохранились и в Средние века. Сочинение Евсевия Кесарийского об основании «христианской империи» было решительно поддержано Григорием Турским, а идеи получили развитие в его «Истории франков», где описаны те особенности римского наследия, которые продолжились в меровингской Галлии вплоть до конца VI в. Когда власть династии Меровингов была исчерпана, кое-что из этого наследия усвоили Пипиниды и, соединив его с вновь открытыми фрагментами, так сказать, культурной сполией, а также собственно «римскими» духовными и интеллектуальными принципами, из этих «подручных средств» создали эклектичный концепт обновленной империи. На примере трона в Аахене показано, как возрожденная римская идея, поначалу вызывавшая сомнения и вялое восхищение, в конечном счете была признана императором как идея еще одного «Нового Рима». |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Доиг Аллан Джордж Трон Карла Великого в Аахене: римская идея и ее воплощение // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2015. С. 376–382. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-4-40 | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | английский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|