Заголовок | Пафос versus Идеал в скульптуре классической Греции: патетика в произведениях паросских мастеров | ||||||||
Автор | Кацонопулу Д. | paros.iapk@gmail.com | |||||||
Сведения об авторе | Кацонопулу Дора — профессор, президент Института археологии Пароса и Кикладских островов, Парикия, Парос, Греция, 84400 | ||||||||
В рубрике | Классическая древность и мир вокруг Эллады | DOI | 10.18688/aa155-1-4 | ||||||
Год | 2015 | Номер сборника | 5 | Страницы | 55–61 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 73.03 | Индекс ББК | 85.13; 63.3(0)32 | ||||
Аннотация |
Несмотря на то что традиционно принято объединять IV и V вв. до н. э. в одну классическую эпоху, в действительности IV в. и в историческом, и в художественном смысле от предыдущего принципиально отличен. Это особенно заметно в искусстве и прежде всего — в скульптуре. Именно в ней черты, присущие новым тенденциям, далеким от гармоничных форм и идеальных лиц периода Высокой классики, очевидны с первых его лет. Живые чувства и внутреннее напряжение отныне становятся главным объектом в изображении тел и лиц персонажей. Считается, что эта тенденция, впервые проявившись около 380 г. до н. э. в скульптурах Эпидавра, по мере развития новых приемов передачи пафосных моментов, становится доминирующей к середине столетия. Безусловный отход искусства IV в. до н. э. от классического идеала и обращение к изображению сильных эмоций, видимо, отражает господствующие настроения в социально-политической жизни греков. С представлениями о новом направлении в искусстве обычно связывают имя близкого современника афинского скульптора Праксителя — Скопаса, выдающегося мастера, родившегося на о. Парос и творившего в 370–330-е гг. до н. э. Автор статьи утверждает, что основы самобытной и плодотворной творческой деятельности Скопаса, как и его стиля следует искать не в Эпидавре IV в. до н. э., а в творчестве паросских мастеров начала V в., приводя в подтверждение своих слов примеры работ паросских скульпторов более раннего времени и предлагая видеть в творческой манере Скопаса определенный «паросский стиль». |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Кацонопулу Д. Пафос versus Идеал в скульптуре классической Греции: патетика в произведениях паросских мастеров // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2015. С. 55–61. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-1-4 | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | английский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|