Заголовок |
Портики западных фасадов в церквях середины XV – начала XVI века во Франции. Поздняя готика в поиске новых форм |
Автор |
Позднякова М.И. |
email |
ilesttard1@gmail.com |
Сведения об авторе |
Позднякова Марина Игоревна — cтудент, МГУ имени М.В. Ломоносова. Ломоносовский проспект, 27-4, ГСП-1, Москва, Россия, 119991 |
В рубрике |
Западное искусство Средних веков и Нового времени |
Год |
2014 |
Номер сборника |
4 |
Страницы |
261–269 |
Тип статьи |
Научная статья |
Индекс УДК |
7.033.5(430)3 |
Индекс ББК |
85.14 |
Аннотация |
Типология двухбашенного фасада является привычной для всей готической архитектуры, но на протяжении ее развития эпизодически появляются памятники, которые выделяются из общей тенденции. Например, церкви Сент-Урбен в Труа и Нотр-Дам в Се (второй половины XIII в.). Их отличие заключается в том, что перед стеной фасада появляется дополнительный ряд
травей, соответствующих травеям нефов. За неимением лучшего термина мы будем называть их «портиком».
Фасады с портиками получают развитие только в поздней готике, и наиболее интересные варианты появляются в Нормандии — этот регион со второй половины XV в. стал важным художественным центром. Церкви Сен-Маклу в Руане, Нотр-Дам в Алансоне и Нотр-Дам в Кодбек-ан-Ко (все три — начала XVI в.) можно объединить в одну группу памятников с многогранными портиками. В ходе исследования были затронуты вопросы, важные для всей готической архитектуры: сохраняются ли принципы композиции фасада, в частности деление на ярусы; изменяет ли введение портика только нижний ярус фасада или всю композицию и что при этом происходит с отдельными элементами (окном-розой, ярусом балюстрады, вимпергами порталов и т. д.). Необходимо было определить и место фасадов с портиками в архитектуре поздней готики.
Если в церкви Сен-Маклу еще соблюден баланс вертикалей и горизонталей, четко читается композиция фасада и сохранены ее основные принципы, то в Нотр-Дам в Алансоне портик отменяет фасад как таковой, а в Нотр-Дам в Кодбек-ан-Ко портик вновь обрастает камнем и фасад возвращается к своей первоначальной сущности. В этом нам видится своеобразный итог развития типологии портика и в какой-то степени — всей поздней готики.
|
Ключевые слова |
|
Библиографическая ссылка |
Позднякова М.И. Портики западных фасадов в церквях середины XV – начала XVI века во Франции. Поздняя готика в поиске новых форм // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 4 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой. – СПб.: НП-Принт, 2014. С. 261–269. ISSN 2312-2129.
|
|
Полный текст статьи |
Язык статьи |
русский |
Список цитируемой литературы |
- Панофский Э. Перспектива как «символическая форма» // Панофский Э. Готическая архитектура и схоластика. Перспектива как «символическая форма». – СПб.: Азбука-классика, 2004. ‒ C. 213–312.
- Frankl P. Gothic Architecture. – Baltimore: Penguin Books, 1962. – 315 р. ‒ (Pelican History of Art).
- Kurmann P. Architektur der Spätgotik in Frankreich und den Niederlanden // Die Kunst der Gotik. Architektur. Skulptur. Malerei / hrsg. von R. Toman. – Köln: Könemann, 1998. ‒ S. 156–188.
- Neagley L.E. Th e Parish Church of Saint-Maclou and Late Gothic Architecture in Rouen. – University Park, PA: Th e Pennsylvania State University Press, 1998. – 168 р.
- Sanfaçon R. L’architecture fl amboyante en France. – Quebec: Les Presses de l’Université Laval, 1971. – 219 р.
- Sedlmayr H. Die Entstehung der Kathedrale. – Freiburg; Basel; Wien: Herder, 1993. – 614 р.
- Stoddard W.S. Art and Architecture in Medieval France. – New York: Harper & Row, 1976. – 412 р.
- Swann W. Th e Late Middle Ages. Art and Architecture from 1350 to the Advent of the Renaissance. ‒
- Ithaca; New York: Cornell University Press, 1977. – 232 р.
|