Заголовок | Средневековый акваманил: оригинал и копия. Новый взгляд на атрибуцию акваманилов из коллекции ГМИИ имени А.С. Пушкина | ||||||||
Автор | Барекян К.Ш. | barekyan.k@gmail.com | |||||||
Сведения об авторе | Барекян Кристина Шотовна — сотрудник, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Ул. Волхонка, 12, Москва, Россия, 119019. | ||||||||
В рубрике | Западное искусство Средних веков и Нового времени | ||||||||
Год | 2014 | Номер сборника | 4 | Страницы | 194–203 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 739.51=161.1(061/068)»653»(48); 7.061; 7.033; 7.023.1-034 | Индекс ББК | 85.14 | ||||
Аннотация |
В XIX в. в европейских бронзолитейных мастерских распространенной практикой стало копирование оригиналов произведений декоративно-прикладного искусства Средневековья. Особенно часто копированию подвергались бронзовые фигурные сосуды — акваманилы. Акваманилы, использовавшиеся в церкви для омовения рук священника перед мессой, были в ходу в средневековой Европе, преимущественно в Германии, с XII по XVI в. Эти сосуды в богатейшем многообразии форм отливались на высочайшем уровне в технике «вытесненного воска», так что каждый экземпляр имел уникальные очертания. Ситуация с копированием получила нежелательное развитие, когда копии, нередко со штампом мастерской, под видом оригиналов начали проникать в частные и музейные собрания. В большинстве случаев они не отличались высоким качеством исполнения, могли иметь стилистические оплошности, но недостаточной уровень осведомленности покупателя не позволял распознать копию. На примере конкретных предметов в статье сопоставлены средневековые оригиналы и копии XIX в. При этом автор формулирует ряд методов, использование которых позволяет отличить оригинальный акваманил от неоригинального. Помимо основательного знания оригиналов наравне с материалами каталогов литейных мастерских XIX в. необходимо принимать во внимание такие факторы, как способ изготовления сосуда, состав металла, его вес, характер патины и коррозии. Кроме того, в статье впервые публикуются два акаваманила в виде львов из коллекции ГМИИ А.С. Пушкина. На основании детального стилистического анализа сосудов автор делает предположение о неверности их музейной атрибуции. Один из акваманилов имеет целый ряд убедительных аналогий с бронзовыми изделиями XIII в., происходящими из Хильдесхайма, где располагалась одна из самых преуспевающих литейных мастерских средневековой Германии. Второй же, наделенный совершенно нехарактерными для средневекового акваманила особенностями и не имеющий аналогий в числе средневековых сосудов данной формы, предположительно, является имитацией более позднего происхождения. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Барекян К.Ш. Средневековый акваманил: оригинал и копия. Новый взгляд на атрибуцию акваманилов из коллекции ГМИИ имени А.С. Пушкина // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 4 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой. – СПб.: НП-Принт, 2014. С. 194–203. ISSN 2312-2129. | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|